Судья Брянского областного суда Орловский С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Филина В.В. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 07.10.2015 года и решение судьи Клинцовского районного суда Брянской области от 27.11.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора "данные изъяты" Филина В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением NБР-ДЛ-ЗН-0578-110/1/15 начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 07.10.2015 года генеральный директор "данные изъяты" Филин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Клинцовского районного суда Брянской области от 27.11.2015 года постановление должностного лица изменено в части площади участка, на которой допущены нарушения, а в оставленной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе Филин В.В. просит об отмене постановления и решения, считая их незаконными и прекращении производства по делу, поскольку:
- не было установлено, кем, когда и при каких обстоятельствах были допущены действия, повлекшие произрастание сорной растительности и изъятие плодородного слоя почвы и грунта;
- административным органом в вину должностному лицу вменяется неиспользование участков по их прямому назначению свыше двух лет, однако данные участки находятся в аренде у предприятия менее двух лет;
- не установлено, что конкретно должно было сделать должностное лицо.
При рассмотрении дела также не было учтено, что данные участки были взяты предприятием в аренду не для сельскохозяйственных целей, а с целью перевода их в другую категорию для добычи полезных ископаемых. Предприятием получены лицензии на право пользоваться недрами, проводится комплекс мероприятий по геологической разведке и разработке указанных месторождений с последующей рекультивацией. Данные проекты должны быть выполнены до июля-сентября 2016г. Только после согласования этих проектов Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области будет возможен перевод этих земель в земли промышленности.
В судебном заседании суда второй инстанции и в письменных объяснениях, приобщенных к делу, защитник Филина В.В. адвокат Каверин И.А. поддержал доводы жалобы, указав, что несмотря на то, что предприятие взяло в аренду участки сельхозназначения, к этому моменту они уже были включены в горноотводный акт, данные участки земли изначально невозможно было использовать для сельскохозяйственного производства, так как земля относится к участкам недр местного значения, входит в состав горных отводов, границы которых определены на основании выданной предприятию лицензии, в настоящее время ведется подготовка этих земель для их разработки и последующей рекультивации.
В судебном заседании защитником представлен документ - "Проект рекультивации земель на участке недр карбонатного сырья "адрес" N ГТР.", подтверждающий, по мнению защитника, что предприятием исполняются все мероприятия для перевода этой земли в земли промышленности.
Представитель Управления Россельхознадзора Крупеня Д.Е. возражал против доводов жалобы, полагая, что арендатором нарушен ряд нормативных актов, обязывающих в любом случае производить ряд мероприятий в отношении земель с учетом их назначения.
Проверив материалы дела и исследовав доводы жалобы, выслушав мнение участников судебного разбирательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц- от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц- от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно постановлению NБР-ДЛ-ЗН-0578-110/1/15, с учетом изменений, внесенных решением Клинцовского районного суда Брянской области от 27.11.2015, должностному лицу, "данные изъяты" Филину В.В. вменяется невыполнение обязательных мероприятий по защите земель и охране почв, по сохранению почв и их плодородия, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, а конкретно, отсутствие агротехнических мероприятий, отсутствие следов ведения сельского хозяйства в течение двух и более лет.
В обоснование виновности должностного лица Филина В.В. в постановлении и решении суда приводятся следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 27.08.2015 года, акт проверки NБР-НМО-0097 от 24.08.2015года, акт осмотра земельного участка с приложениями, экспертное заключение, кадастровые выписки на земельные участки с номерами 32:13:0250102:109 и 32:13:0250102:123, договора аренды N16 от 29.01.2014 года и N19 от 16.05.2014 года.
Между тем, при производстве по делу не приняты во внимание находящиеся в деле следующие документы, подтверждающие позицию стороны защиты.
Так, заявление стороны защиты о том, что указанные земли нужны были предприятию для последующего перевода их в земли промышленности и добычи на них полезных ископаемых подтверждаются следующими документами.
Согласно договорам аренды, указанные участки взяты предприятием в аренду 29 января 2014 года и 16 мая 2014г.
31 декабря 2014г. предприятие получило лицензию на пользование недрами БРН 80175 ТР в Департаменте ресурсов и экологии Брянской области с целью геологического изучения, разведки и добычи карбонатного сырья (мела строительного) на участке недр " "данные изъяты"". В приложении к лицензии указано, что в срок до 31 августа 2016г. недропользователь обязуется составить и утвердить технический проект разработки и рекультивации участка недр с учетом требований промышленной безопасности, рационального использования недр, природоохранного законодательства (л.д.45-50).
Согласно имеющимся в деле письму Генерального директора "данные изъяты" Филина В.В. от 19.10.2015г. Директору Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ставится вопрос о переводе земель в категорию земель промышленности и констатируется факт, что ЗАО оказалось в затруднительной ситуации, с одной стороны, предприятием выполняются условия лицензирования, с другой, оно оказалось незащищенными перед требованиями Россельхознадзора о немедленном переводе земель в категорию земель промышленности (л.д.18-19).
В ответе на данное письмо указывается, что испрашиваемый перевод потребуется и станет возможен после завершения геологического изучения, согласования департаментом и утверждения недропользователем технических проектов разработки и рекультивации участков недр, а также проектов рекультивации земель (л.д.20).
Согласно справкам администрации Клинцовского района N2506 и 2507 от 26.08.15г., подтверждается, что до момента предоставления земельных участков в аренду с кадастровыми номерами "данные изъяты" связи с долгим их неиспользованием по целевому назначению, образовалась многолетняя сорная и древесно-кустарниковая растительность (л.д.24-25).
В экспертном заключении N22.07-Э/15 имеется ссылка на Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. N612, в котором указано, что на земельных участках "данные изъяты" и "данные изъяты" произошло существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В заключении также указывается, что агрохимические показатели почво-грунтов с нарушенных участков неблагоприятны для возделывания сельскохозяйственных культур, традиционных для Брянской области. Для выращивания сельскохозяйственных культур необходимо проведение окультуривания данных почв путем рекультивации. Нарушенные участки в таком виде обладают отрицательными агрофизическими и агрохимическими свойствами (л.д.173).
Таким образом, по делу установлено, что указанные участки земли в настоящее время, не по вине "данные изъяты" неблагоприятны для ведения на них сельскохозяйственных работ. Указанные участки земли были взяты предприятием в аренду не в целях ведения на них сельхозработ, о чем было известно местной администрации, Департаменту ресурсов и экологии Брянской области и Управлению Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям. Должностным лицом, генеральным директором "данные изъяты" Филиным В.В. с момента взятия земель в аренду в определенные лицензией сроки принимаются меры, направленные на перевод арендованных земель в земли промышленности.
Поэтому, к правовому режиму данных земельных участков нельзя подходить односторонне, только как к землям, имеющим сельскохозяйственное назначение.
Таким образом, вся совокупность доказательств по делу свидетельствует об отсутствии вины должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Филина В.В. удовлетворить.
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 07.10.2015 года и решение судьи Клинцовского районного суда Брянской области от 27.11.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора "данные изъяты" Филина В.В. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Брянского областного суда С.Р.Орловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.