Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Щербине Ю.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Павловский район на основании доверенности Задорожней В.В. на решение Павловского районного суда от 2 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Павловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Павловский район и муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа "Виктория" о понуждении к устранению нарушений законодательства в обеспечении прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения на территории Павловского района требований законодательства в указанной сфере, в результате которой выявлены нарушения на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры инвалидов в здании МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория".
В связи с чем, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования Павловский район осуществить финансирование МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория" для устранения выявленных нарушений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"; обязать МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория" привести в соответствие пути движения для доступа в зону оказания услуг (пункт 5.2.4 СП 59.13330.2012), внутренние двери для доступа в зону оказания услуги имеют ширину проема одной створки двери в свету менее 0,9 м (пункт 5.1.4 СП 59.13330.2012), стойку не более 0,85 м. (пункт 7.1.9 СП 59.13330.2012), установить информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 м. до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками (пункт 5.5.8 СП 59.13330.2012); установить на внутренней лестнице внутри здания второй поручень на высоте 90 см. (пункт 5.2.10 СП 59.13330.2012), установить на поручнях внутренней лестницы тактильные указатели (пункт 5.2.16 СП 59.13330.2012), установить перед внутренней лестницей вверху и внизу тактильный напольный указатель за 60 см. (пункт 5.2.10 СП 59.13330.2012), привести в соответствие кабины уборных (пункт 5.3.2 СП 59.13330.2012); оборудовать индивидуальную автостоянку рядом со зданием для транспорта инвалидов не менее 10 % (не менее 1), в том числе для транспорта инвалидов на кресле - коляске размером 6,0 м. x 3,6 м. не менее 5 %, установить обозначения мест специальными знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД РФ, на поверхности покрытия стоянки и на вертикальной поверхности на высоте не менее 1,5 м. (пункт 4.2.1, 4.2.4 СП 59.13330.2012).
Решением Павловского районного суда от 2 сентября 2015 г. требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав директора МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория" Беленко Д.Н., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает в том числе и создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Аналогичные требования для социальной защиты инвалидов предусмотрены статьями 3,4,5 Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае".
Судом установлено, что в МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория" на пути движения для доступа в зону оказания услуги имеются перепады высот более 1,4 м.; внутренние двери для доступа в зону оказания услуги имеют ширину проема одной створки двери в свету менее 0,9 м.; высота поверхности стойки имеет высоту более 0,85 м.; отсутствует информация о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте от 1,3 м. до 1,4 м. с дублированием рельефными знаками; на внутренней лестнице внутри здания отсутствует второй поручень на высоте 90 см.; на поручнях внутренней лестницы отсутствуют тактильные указатели; перед внутренней лестницей вверху и внизу отсутствует тактильный напольный указатель за 60 см.; отсутствуют доступные кабины уборных; на индивидуальной автостоянке рядом со зданием количество мест для транспорта инвалидов менее 10 % (менее 1), в том числе для транспорта инвалидов на кресле - коляске размером 6,0 м. x 3,6 м. менее 5 %, отсутствуют обозначения мест специальными знаками, принятыми ГОСТ Р 52289 и ПДД РФ, на поверхности покрытия стоянки и на вертикальной поверхности на высоте не менее 1,5 м., чем нарушены требования пунктов 4.2.1, 4.2.4, 5.1.4, 5.2.4, 5.5.8, 5.2.10, 52.16, 5.3.2, 7.1.9 СП 59.13330.2012.
Доводы ответчиков о частичном устранении нарушений требований законодательства своего подтверждения в судебном заседании не нашли.
Спортивный комплекс, расположенный в " ... " находится в собственности муниципального образования Павловский район и передан в оперативное управление МБУ ДОД ДЮСШ "Виктория", что подтверждено свидетельствами о регистрации права от 22 сентября 2010 г. и 3 мая 2011 г. Земельный участок по этому же адресу находится в собственности муниципального образования Павловский район.
Согласно пунктам 4.1.3 и 4.1 СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001" доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп граждан по участку к доступному входу в здание с учетом СП 42.13330. Эти пути должны стыковываться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
В соответствии с пунктами 3.13.1, 5.1.2, 10.2 Правил благоустройства Павловского сельского поселения предусмотрено, что на территории муниципального образования необходимо предусматривать следующие виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличные (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличные (в виде карманов и отступов от проезжей части), гостевых, приобъектных (у объекта или группы объектов), прочих (грузовых и др.); Физическим и юридическим лицами осуществляется организация содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях; учреждения обслуживания, оборудуются площадками при входах. Для учреждений обслуживания с большим количеством посетителей предусматривается устройство приобъектных автостоянок.
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Таким образом, с учетом требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 г. N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае", приказа Минрегионразвития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Павловского районного суда от 2 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Павловский район на основании доверенности Задорожней В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.