Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Гончаровой С.Ю., Заливадней Е.К.
при секретаре с/з Мешвез М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда РФ в Лабинском районе на решение Лабинского городского суда от 22 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гончаровой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семеютина С.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Лабинском районе о признании незаконным решения комиссии и назначении досрочной пенсии, ссылаясь на то, что " ... " комиссия Управления Пенсионного фонда РФ в Лабинском районе приняла решение отказать ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Комиссией не были засчитаны в специальный стаж периоды работы с " ... " по " ... " в должности музыкального работника Детского сада: " ... " Уз.ССР; с " ... " по " ... " в должности музыкального руководителя Детского сада " ... ". С данным решением комиссии она не согласна. Факт наличия специального стажа в спорные периоды помимо записей в трудовой книжке, также подтверждается справками от " ... " " ... ", от " ... " " ... ", которые содержат сведения о работе в указанные периоды в должности музыкального работника и музыкального руководителя на полною ставку с указанием основания выдачи - приказов, а также сведений о начислении заработной платы (помесячно).
Просит суд признать решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Лабинск протокол " ... " от " ... " об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Лабинск включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды ее работы в Детском саду " ... " Уз.ССР с " ... " по " ... " в должности музыкального работника и в Детском саду " ... " с " ... " по " ... " в должности музыкальный руководитель; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за назначением пенсии.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Лабинском районе в суде иск не признал.
Решением Лабинского городского суда от 22 сентября 2015 года исковые требования Семеютиной С.А. удовлетворены: признано незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда РФ в Лабинском районе " ... " от " ... " об отказе в назначении Семеютиной С.А. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Управление Пенсионного Фонда РФ в Лабинском районе обязано включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы Семеютиной С.А. в Детском саду " ... " Уз.ССР с " ... " по " ... " в должности музыкального работника и в Детском " ... " с " ... " по " ... " в должности музыкального руководителя. Управление Пенсионного Фонда РФ в Лабинском районе обязано назначить Семеютиной С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения за назначением пенсии - с " ... ".
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Лабинском районе просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в назначении досрочной пенсии истцу было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности - 25 лет. Между представленной справкой о работе и трудовой книжкой истца имеются разночтения. Согласно записям в трудовой книжке, работа с " ... " по " ... " протекала в должности психолога, которая не предусмотрена Списками. Кроме того, из имеющихся в распоряжении Комиссии документов нет возможности определить норму педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы в спорные периоды работы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились, о причинах неявки или с заявлением об отложении дела слушанием к суду не обращались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, суд правильно применил закон и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения.
Учитывая, что с учетом спорных периодов работы у Семеютиной С.А. право на досрочное назначение страховой пенсии возникает с " ... " (даты обращения в УПФР), то суд при принятии решения руководствовался нормами пенсионного законодательства, действующими на указанную дату.
Так, с 01.01.2015 г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом РФ N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Названный Федеральный закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пятнадцати лет (статья 8), предусматривает также порядок сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Пункт 20 ст. 21 Закона от 28.12.2013 г. предусматривает, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения пенсионного органа, а также выясняет, имеются ли у гражданина основания для включения периодов его работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Таким образом, работники учреждений для детей имеют право на получение пенсии за выслугу лет в связи с характером выполняемой ими работы (педагогической деятельности).
На основании пп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013г. досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список от 29.10.2002г. N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила от 29.10.2002г. N781), вступившие в силу с 14.11.2002г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 предусмотрена должность "музыкальный руководитель".
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.06.2003г. N 39 установлено тождество наименования должности "музыкальный работник" наименованию должности "музыкальный руководитель".
В силу п. 5 Правил от 29.10.2002г. периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы должно подтверждается соответствующей справкой учреждения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 191 от 3.04.2003 г. установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для музыкального руководителя - 24 часа в неделю.
Согласно записям в трудовой книжке, работа Семеютиной С.А. протекала: с " ... " по " ... " - период работы в детском саду " ... " Чиланзарского района Узбекской СССР в качестве музыкального работника; с " ... " по " ... " - период работы в детском саду " ... " в качестве музыкального руководителя.
Вывод суда о том, что записи в трудовую книжку внесены своевременно, последовательно, исправлений, помарок и почисток не имеют, увольнение заверено подписью должностного лица и печатью организации соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Семеютиной С.А. представлены достоверные доказательства о том, что она работала с педагогической нагрузкой на полную ставку.
В силу п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Помимо трудовой книжки, истцом предоставлены дополнительные документы.
По периоду работы с " ... " по " ... ", представлена справка о работе от " ... " " ... ", выданная детским садом " ... " Чиланзарского районного отдела народного образования, согласно которой Семеютина С.А работала в должности музыкального работника с педагогической нагрузкой на полную ставку. За вышеуказанный период также представлена справка о начислении заработной платы с " ... " по " ... ".
По периоду работы с " ... " по " ... " в должности музыкального руководителя истцом также представлена справка от " ... " " ... ", выданная районным детским садом "Богатырьчик" дошкольного образовательного учреждения при организации и обеспечении методической деятельности " ... " детский сад " ... ", согласно которой истец работала в должности музыкального руководителя по трудовому договору на полную ставку. Из имеющихся в распоряжении Комиссии документов также нет возможности определить норму ее педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
Доводы ответчика о том, что спорные периоды трудовой деятельности истца не могут быть включены в специальный стаж, несмотря на то, что соответствует Списку, потому что истцом документально не подтвержден факт выполнения ею нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, являются несостоятельными.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.06.2004 г. N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшем в спорный период работы истицы в должности музыкального руководителя в детском саду-яслях, поименованы: должность "воспитатель", "руководитель-воспитатель" и учреждение: "детские сады", "объединенные ясли-сады".
Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров ССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 г. N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских садах следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периодов работы, судам следует иметь в виду, что в силу п.п. 19 и 20 п. 1 ст.27 Федерального закона РФ N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом, форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. Согласно указанной норме суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п.п.19 и 20 п. 1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности тем должностям, которые установлены после такого изменения. В настоящее время необходимый страховой стаж /специальный и общий/ мною полностью выработан, и указанные обстоятельства, как независящее от меня, не лишают меня права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Являются необоснованными доводы ответчика о том, что между представленной справкой о работе от " ... " " ... ", выданной детским садом " ... " Чиланзарского районного отдела народного образования и трудовой книжкой истца имеются разночтения; согласно записям в трудовой книжке, работа Семеютиной С.А. с " ... " по " ... " протекала в должности музыкального работника, а с " ... " по " ... " - в должности психолога; должность "психолог" не предусмотрена Списком от 29.10.2002г N781.
Суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что период работы Семеютиной С.А. протекал в должности музыкального работника с " ... " по " ... " на полную ставку, как это указано в справке о работе, выданной на основании книг приказов за " ... ". Период работы психологом с " ... " по " ... " истица не просит суд включить в педагогический стаж.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно посчитал безосновательными доводы представителя Управления Пенсионного фонда в Лабинском районе о том, что истцу не могут быть включены в специальный стаж спорные периоды ее работы, поскольку записи в трудовой книжке Семеютиной С.А., которая исследовалась в судебном заседании суда первой инстанции, в совокупности с представленными справками о работе, с достоверностью подтверждают факт работы истца в спорные периоды ее трудовой деятельности музыкальным руководителем.
В связи с указанным, суд пришел к правильному выводу о необходимости включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 периоды ее работы в Детском саду " ... " Уз.ССР с " ... " по " ... " в должности музыкального работника и в Детском саду " ... "с " ... " по " ... " в должности музыкального руководителя.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд правильно посчитал необходимым признать решение Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Лабинском районе за " ... " от " ... " незаконным.
Общая продолжительность периодов, засчитанных судом в педагогический стаж Семеютиной С.А., составила " ... ". Управлением ПФР засчитаны в педагогический стаж периоды работы Семеютиной С.А. продолжительностью " ... ". Таким образом, педагогический стаж истца составил " ... ", что больше требуемой продолжительности стажа для назначения досрочной пенсии (25 лет).
В соответствии со ст. 22 Закона от 28.12.2013 г., страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Семеютина С.А. на момент обращения в Управление ПФР в Лабинском районе ( " ... ") выработала необходимый педагогический стаж, подала в Управление ПФР в Лабинском районе заявление со всеми необходимым документами, то страховая пенсия ей должна быть установлена со дня возникновения права на указанную пенсию - с " ... ".
В соответствии с вышеизложенным, суд правильно удовлетворил исковые требования Семеютиной С.А.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабинского городского суда от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.