Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В, Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Горб Е.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора АО "Агрообъединение "Кубань" " Ф.И.О. "5 на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " обратился в суд с иском к ОАО "Агрообъединение "Кубань", в котором просил суд обязать ОАО "Агрообъединение "Кубань" оборудовать вход в помещения, арендуемые администрацией Новолабинского сельского поселения " ... ", расположенные в здании по адресу: " ... ", специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно: установить пандус, длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 м с поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством); установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см; установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м; привести в соответствие с п. " ... " СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от " ... " " ... ", высоту подъема и ширину ступеней наружной лестницы (высота подъема ступеней 12-15 см, ширина ступеней 35-40 см), а также оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: " ... ", специальными приспособлениями для доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно: установить пандус длиной не более 9,0 м, уклоном не более 1/20 (5%), свободной зоной в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5* 1,5 м с поручнями (при невозможности возведения капитального сооружения, обеспечить объект подъемным устройством); установить поручни вдоль обеих сторон лестницы на высоте 90 см; установить тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м.
Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года указанные требования прокурора " ... " удовлетворены.
С указанным решением суда не согласился директор АО "Агрообъединение "Кубань" " Ф.И.О. "5 и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование своей жалобы указывает, что бремя содержания используемого имущества, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа к своим учреждениям лицам с ограниченными возможностями лежит на арендаторах принадлежащего АО "Агрообъединение "Кубань" помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 считает, что обжалуемое решение суда является законным, обоснованным, вынесено на основании всесторонне, полно и объективно исследованных материалах дела, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав представителя АО "Агрообъединение "Кубань" по доверенности " Ф.И.О. "7, поддержавшую доводы жалобы, прокурора " Ф.И.О. "4, представителя Отдела МВД России по " ... " по доверенности " Ф.И.О. "8, представителя МБУЗ " " ... " больница" " ... " по доверенности " Ф.И.О. "9, полагавших обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения социальных и иных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов, проведенной прокуратурой " ... " по заданию прокуратуры Краснодарского края установлено, что административное здание, расположенное по адресу: " ... ", принадлежит на праве собственности АО "Агрообъединение "Кубань".
На основании договора аренды недвижимого имущества N АР-47 от " ... " администрация Новолабинского сельского поселения арендует у АО "Агрообъединение Кубань" нежилые помещения N " ... ", 17, 19, 20 в здании, расположенном по вышеуказанному адресу, в которые имеется отдельный вход, расположенный с левой стороны здания.
Однако, в нарушение норм действующего законодательства о социальной защите инвалидов вход в здание, в котором расположена администрация Новолабинского сельского поселения не оборудован специальными приспособлениями для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы, слабовидящих, слабослышащих и иных категорий маломобильных граждан, а именно: в нарушение п.п. 5.1.2, " ... ", " ... " СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от " ... " " ... " (далее - СП 59.13330.2012), отсутствуют пандус с поручнями или подъемное устройство, поручни лестницы, тактильные напольные указатели шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м; не соответствует п. " ... " СП 59.13330.2012 высота подъема и ширина ступеней входной лестницы.
Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой района по результатам проверки обеспечения доступности инвалидов в административное здание, расположенное по адресу: " ... ", которое также принадлежат на праве собственности АО "Агрообъединение "Кубань".
На основании однотипных договоров аренды помещения в указанном здании находятся в пользовании следующих юридических лиц: администрация Железного сельского поселения (договор аренды помещений N " ... ", 6, 7, 8 от 12.01.2015г. N АР-5), МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению " ... "" (договор аренды помещения " ... " от 01.12.2014г. N АР-103), МБУЗ " " ... " больница" " ... " (договор аренды помещения " ... " от 01.06.2014г. N АР-55), ОМВД России по " ... " (договор безвозмездного пользования помещениями N " ... ", 21 от 14.06.2013г. N АР-22), УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" (договор аренды помещений N " ... ", 23 от 01.03.2011г. N АР-12).
Принадлежащие АО "Агрообъединение "Кубань" помещения имеют один вход, который в нарушение п.п. 5.1.2, " ... ", " ... " СП 59.13330.2012 не оборудован пандусом с поручнями или подъемным устройством, поручнями лестницы, тактильными напольными указателями шириной 0,3-0,5 м перед лестницей за 0,8-0,9 м.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, вышеуказанными однотипными договорами аренды и безвозмездного пользования не предусмотрена обязанность арендаторов и пользователей обеспечить беспрепятственный вход инвалидов в арендуемые помещения, а также не предусмотрено право проводить реконструкцию и капитальный ремонт входной лестницы, которая, кроме того, не является предметом договоров аренды.
Кроме того, согласно п. 2.5 указанных договоров аренды арендодатель обязуется обеспечить беспрепятственный доступ к объекту аренды сотрудникам и клиентам арендатора.
В заключении эксперта " ... " от 20.07.2015г. отражено, что имеется возможность строительства площадки для строительства пандуса при оборудовании: входа в здание правления, литер А, площадью 760,8 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", после согласования строительства площадки для строительства пандуса с собственником земельного участка; двух входов в здание правления, литер А, площадью 440,4 кв.м, расположенных по адресу: " ... ", после согласования о строительстве площадки для строительства пандуса с собственником земельного участка.
Положениями Федерального законом от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007г. N 1229-КЗ "Об обеспечении доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" безбарьерная среда жизнедеятельности - окружающая человека материальная среда, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места и воспользоваться услугой, получить информацию; маломобильные граждане - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, лица старше 60 лет, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, беременные женщины, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуг в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления); объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно- финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007г. N 1229-КЗ "Об обеспечении доступа инвалидов и других категорий маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, в частности: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
При этом, инвалиды обладают равными со здоровыми гражданами правами и возможностями.
В соответствии с п.п. 25, 26 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993г., принцип равенства предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что эти потребности должны служить основой планирования в обществе и, что все средства следует использовать таким образом, чтобы каждый индивидуум имел равные возможности для участия в жизни общества. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.
Таким образом, обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственника зданий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора " ... ".
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушения норм процессуального права, судебной коллегией не установлено.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что бремя содержания используемого имущества, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа к своим учреждениям лицам с ограниченными возможностями лежит на арендаторах принадлежащего АО "Агрообъединение "Кубань" помещения, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку они направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства.
Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде вышестоящей инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и отказа в удовлетворении требований прокурора.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора АО "Агрообъединение "Кубань" " Ф.И.О. "5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.