Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Перовой М.В.
судей: Сидорова В.В., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
при секретаре Рысине А.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 30 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона. В обоснование заявленных требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования город-курорт Анапа, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов надлежащим образом не выполняются, в связи с чем, на земельном участке с кадастровым номером " ... " " ... " организовано несанкционированное размещение отходов IV класса опасности на открытом фунте (почве) и прочие твердые коммунальные отходы (ТКО) ориентировочной площадью 63330 кв.м. При этом не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов. Данный земельный участок с кадастровым номером " ... ", относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и принадлежит на праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа. Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа в части невыполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - незаконным, и обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа надлежащим образом организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, не допускать возникновение несанкционированных свалок на территории муниципального образования город-курорт Анапа; ликвидировать несанкционированную свалку на территории земельного участка с кадастровым номером " ... " " ... " ориентировочной площадью 63330 кв.м., а также привести земельный участок в первоначальное состояние.
В судебном заседании помощник прокурора Никитенко О.В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Анапского городского суда от 30 июля 2015 года заявление Анапского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С. просит решение Анапского городского суда от 30 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Сидоркину Е.В., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования город-курорт Анапа.
В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не выполняются обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов надлежащим образом, в связи с чем, на земельном участке с кадастровым номером " ... " " ... " организовано несанкционированное размещение отходов IV класса опасности на открытом грунте (почве), а именно: мусора от сноса и разборки зданий несортированный согласно Приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 года N445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (ФККО), код по ФККО 8 12 901 01 72 4, покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные код по ФККО 921 13001 504 и прочие твердые коммунальные отходы (ТКО) ориентировочной площадью 63330 кв.м.
При этом не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов - места временного накопления отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. "Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы, гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с к.н. " ... ", расположенный по вышеуказанному адресу, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Анапа.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещается.
При этом складирование отходов осуществляется на земельных участках без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, места размещения отходов определены без проведения специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований, объекты размещения отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Исчислением в стоимостной форме размера вреда при химическом загрязнении почв произведено государственным инспектором управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, которым установлено, что в результате несанкционированного накопления отходов IV класса опасности на открытом грунте (почве), размещаемых на территории земельного участка с кадастровым номером " ... " установлен факт загрязнения почвы нефтепродуктами на территории площадью 63333 кв.м.
Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 года N238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" на основании протокола испытаний (измерений) проб почвы N69-71 от 01.04.2014 года ЭАЛ Славянского отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" составил 16901424 руб.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу требований ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, в том числе, является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.
Статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что земельном участке с кадастровым номером " ... " " ... " организовано несанкционированное размещение отходов IV класса опасности на открытом грунте (почве).
Суд первой инстанции правильно указал, что несанкционированные свалки бытовых отходов создают угрозу окружающей среде, а именно почве муниципального образования, его сельскохозяйственным угодьям, поскольку бытовые отходы содержат потенциально опасные для человека и окружающей среды химические и биологические вещества, а также микробиологические организмы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа допущено незаконное бездействие в части выполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, которое нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, наносит ущерб окружающей среде, а также нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Доказательств устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений требований природоохранного законодательства, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Анапским межрайонным прокурором требования и на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 30 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Орищенко А.С.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.