Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепешина Д.А.
и судей Сергеевой С.М. и Гришиной Г.Н.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 27 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования города Собинки Собинского района Владимирской области Карповой Е.Г. на решение Собинского городского суда Владимирской области от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования города Собинки Собинского района Владимирской области предоставить Б.Д.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте ****, общей площадью не менее установленной законом нормы с учетом права на дополнительную жилую площадь, в срок до ****.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу прокурора Бурцева Е.П. и Бадалян Д.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Б.Д.Г., обратился в суд с иском к администрации г. Собинки о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что Б.Д.Г. является матерью Б.Н.А., **** рождения, которая является инвалидом **** группы с детства бессрочно, решением суда от **** признана недееспособной, опекуном назначена ее мать Б.Д.Г.
Согласно справке ГБУЗ "Собинская ЦРБ" от **** Б.Н.А. находится на диспансерном наблюдении ****.
Б.Д.Г., ее дочь Б.Н.А. и сын Б.К.А. зарегистрированы и проживают по адресу: ****. **** доли данного жилого помещения принадлежат Б.Д.Г. на праве общей долевой собственности.
С **** года Б.Д.Г. с составом семьи 3 человека (она, дочь и сын) состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии при администрации г. Собинки от **** определено внеочередное право Б.Д.Г. на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Данное решение утверждено постановлением главы г. Собинки от **** N ****.
Указал, что семья Б.Д.Г. имеет право на внеочередное получение жилого помещения согласно ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378 независимо от наличия или отсутствия иных лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия на учет. Жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым является администрация муниципального образования города Собинки в силу требований ст.14 Федерального закона N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Просил обязать администрацию муниципального образования г. Собинки предоставить Б.Д.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям г. Собинки жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте ****, общей площадью не менее установленной законом нормы с учетом права на дополнительную площадь.
В судебном заседании прокурор Модина А.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Истец Б.Д.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика- администрации муниципального образования г. Собинки Аржанников О.С., действующий на основании доверенности, иск не признал. Указал, что законом администрации предоставлено только право постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе имеющих в составе семьи инвалидов, что и было сделано в отношении семьи истца. Обязанность предоставления жилого помещения администрацией города законом не предусмотрена. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде свободные жилые помещения отсутствуют.
Также указал, что обеспечение жильем данной льготной категории граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде предоставления субвенций через субъект Российской Федерации органу местного самоуправления. Исполнение требований прокурора, в силу ст.ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ, приведет к нецелевому использованию бюджетных средств администрацией города.
Представитель третьего лица- администрации муниципального образования Собинский район Владимирской области Миронычева В.В., действующая на основании доверенности, поддержала требования прокурора.
Представитель третьего лица- Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области просил рассмотреть дело в их отсутствии.
Судом постановлено указанное выше решение.
Главой администрации муниципального образования г. Собинка Карповой Е.Г. принесена апелляционная жалоба, в которой она просит отменить решение суда. Указывает, что в силу требований действующего законодательства на администрацию не возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, имеющим детей- инвалидов. Кроме того, в силу закона, такие граждане должны быть признаны малоимущими.
В суд апелляционной инстанции представители администрации муниципального образования г. Собинки, администрации муниципального образования Собинский район и Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (посредством факсимильной связи), не явились. Заявлений об отложении слушания дела от них не поступило.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим в части отмене и в части изменению.
Согласно п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По правилам ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Однако, в силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предоставляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В силу абз. 5 и 6 ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N181- ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что Б.Н.А., **** рождения- дочь истца Б.Д.Г.- является инвалидом детства.
Согласно справке серии МСЭ **** от **** повторно признана инвалидом **** группы, причина инвалидности- инвалид с детства, инвалидность назначена бессрочно.
Решением Собинского городского суда Владимирской области от **** Б.Н.А. признана недееспособной.
Постановлением главы г. Собинки от **** ее опекуном назначена ее мать Б.Д.Г.
Согласно справке ГБУЗ "Собинская ЦРБ" от **** у Б.Н.А. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанная в Перечне тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378 (л.д.19).
Решением жилищной комиссии при администрации г. Собинки от **** **** Б.Д.Г. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данное обстоятельство подтверждено данными Книги учета граждан по улучшению жилищных условий.
Решением Жилищной комиссии от **** определено внеочередное право Б.Д.Г. на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, данное решение утверждено постановлением главы г. Собинки от **** N ****.
Также судом установлено, что истец, ее дочь Б.Н.А., страдающая тяжелой формой хронического заболевания, сын Б.К.А., **** г. рождения зарегистрированы и проживают по адресу: ****. Часть данного жилого помещения ( **** доли в праве общей долевой собственности на квартиру) принадлежит истцу Б.Д.Г., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации и справкой с места жительства.
Следовательно, Б.Н.А. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, решение суда в части обязания администрации муниципального образования г. Собинки предоставить истцу Б.Д.Г. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь с составом семьи 3 человека: она, сын и дочь признать законным и обоснованным нельзя, и оно в этой части подлежит отмене и изменению.
В силу ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Положения п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ направлены на защиту интересов указанных в ней граждан (инвалидов) и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает предоставление вне очереди жилого помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Следовательно, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Б.Н.А.- дочь истца.
Иные члены семьи Б. таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Б.Д.Г., состоящей из трех человек, противоречит положениям п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24.11.1995 г. N181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 27.07.1996 г. N901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, а факт постановки семьи Б. в составе трех человек на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подтвержден постановлением главы г. Собинки от **** **** и никем не оспаривался.
В соответствии с п.6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Следовательно, обеспечением вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит Б.Н.А. (сама инвалид).
Вместе с тем, судом установлено, что решением Собинского городского суда Владимирской области от ****. Б.Н.А. признана недееспособной. Ее опекуном постановлением главы г. Собинки от **** назначена мать- Б.Д.Г.
В связи с тем, что Б.Н.А. одна проживать не может в силу своего заболевания, то жилое помещение должно быть предоставлено Б.Н.А. на состав семьи 2 человека: она и ее опекун- мать Б.Д.Г.
Учитывая положения п.2 ст.206 ГПК РФ, а также те обстоятельства, что в настоящее время в муниципальном жилищном фонде г. Собинки отсутствуют свободные благоустроенные жилые помещения, необходимость утверждения расходов в бюджете муниципального образования на будущий год, при недостаточности финансирования в текущем году, суд верно установилсрок исполнения решения до ****.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования ****, поскольку это является расходным обязательством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и не исследовано материальное положение семьи истца, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Законом Владимирской области от 28.11.2008 г. N198- ОЗ органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Порядок обеспечения жилым помещением инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 января 2005 года, законодательством Владимирской области не предусмотрен.
Отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, не может лишать их права на получение жилья во внеочередном порядке, в связи с чем к данным правоотношениям с учетом положений ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не связывающей право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, должны применяться нормы п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Поскольку распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, то обязанность по предоставлению Б.Н.А. во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения лежит на администрации муниципального образования г. Собинки.
Поскольку судом обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия полагает необходимым, отменив решение суда в части, принять в этой части новое решение, а также в части изменить решение суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Собинского городского суда Владимирской области от 19 августа 2015 года в части обязания администрации муниципального образования города Собинки предоставить во внеочередном порядке Б.Д.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом члена семьи- сына Б.К.А.- отменить.
Решение суда в части обязания администрации муниципального образования города Собинки предоставить Б.Д.Г. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма- изменить.
Обязать администрацию муниципального образования города Собинки Собинского района Владимирской области предоставить Б.Н.А., **** рождения на состав семьи 2 человека: она и Б.Д.Г. (опекун) во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее предъявляемым к жилому помещению требованиям, находящееся в черте города Собинки, общей площадью не меньше установленной законом нормы с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования г. Собинки Карповой Е.Г.- без изменения.
Председательствующий Д.А. Лепешин
Судьи С.М. Сергеева
Г.Н. Гришина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.