Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Кулинченко О.М..,
судей: Сиюхова А.Р. и Соловьевой О. М.
при секретаре судебного заседания - Гвашевой Б.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов Вороковой С.М., Ворокова А. X., Ворокова Р. Т. на решение Кошехабльского районного суда от 30 июня 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении иска Вороковой С.М., Ворокова А.Х., Ворокова А.А., Вороковой Р.Т., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 к администрации муниципального образования "Кошехабльский район", Комитету Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов и предоставлении пакета документов в компетентные органы для решения вопроса выдачи государственных жилищных сертификатов, отказать",
заслушав доклад судьи Соловьевой О.М., объяснения истца Вороковой Р. Т., ее представителя и представителя истца Вороковой С. М. по ордеру - адвоката Шемаджуковой А. Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Комитета Республики Адыгея по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по доверенности Лотаковой 3. Р. и представителя ответчика - главного управления МЧС России по Республике Адыгея по доверенности Шишкиной Ю. Е., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ворокова С. М., Вороков А. X., Вороков А. А., Ворокова Р. Т., действующая от своего имени и в интересах несовершеннолетних детей ФИО20 и ФИО21 обратились в суд с иском к администрации МО "Кошехабльский район", Комитету Республики Адыгея по делам ГО и ЧС, в котором просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории МО "Кошехабльский район", признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата, возложить обязанность на администрацию МО "Кошехабльский район" по включению в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов и предоставлении пакета документов в компетентные органы для решения вопроса выдачи государственных жилищных сертификатов.
При этом указали, что постановлением главы администрации МО "Кошехабльский район" от ДД.ММ.ГГГГ N была назначена межведомственная комиссия по факту паводка в Кошехабльском районе. Комиссией признано непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению вследствие разрушения несущих конструкций здания домовладение, расположенное по адресу: "адрес".
Решением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 05 декабря 2014 года семья в количестве 6 человек включена в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов,
Представленные Администрацией МО "Кошехабльский район" на рассмотрение документы Комитету Республики Адыгея по делам ГО и ЧС МЧС России по РА и в Кабинет Министров Республики Адыгея, которые были направлены в Министерство Финансов России, не прошли согласования в связи с тем, что судебным решением не признано право членов семьи на получение государственного жилищного сертификата, а установлен только факт решения вопроса о включении в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Адыгея.
На основании изложенного просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с интенсивными дождями, паводками и подтоплением, произошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории МО "Кошехабльский район", признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата, возложить обязанность на администрацию МО "Кошехабльский район" по включению в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов и предоставлении пакета документов в компетентные органы для решения вопроса выдачи государственных жилищных сертификатов.
В судебном заседании истцы Вороков А. X., Вороков А. А. и Ворокова Р.Т. и представитель истцов Вороковой Р. Т. и Вороковой С. М. по ордеру - адвокат Шемаджукова А. Р. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО "Кошехабльский район" Остапенко Н.В. в судебном заседании исковые требования истцов не признала.
Представитель ответчика - Комитета Республики Адыгея по делам ГО и ЧС по доверенности Лотакова 3.Р. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении.
Представитель ответчика - ГУ МЧС России по Республике Адыгея по доверенности Шишкина Ю.Е. исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе истцы Ворокова СМ., Вороков А. X. и Воро-кова Р. Т. просят решение отменить, и вынести новое решение, которым исковые требования удовлетворить. При этом указывают, что по вине администрации МО "Кошехабльский район" их семья не была включена в списки граждан на получение жилищного сертификата.
Решением Кошехабльского районного суда от 05 декабря 2014 года признано незаконным бездействие межведомственной комиссии администрации МО "Кошехабльский район", не направившей сведения об их семье в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Адыгея для решения вопроса о включении их в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов. Во исполнение решения суда администрация МО "Кошехабльский район" в 2015 году издала соответствующие распоряжения и направила документы в отношении них в Комитет РА по делам ГО и ЧС, однако в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов их все же не включили а выводы суда, основанные только лишь на заключении судебной экспертизы, которая противоречит другим доказательствам по делу, являются необоснованными.
Кроме того, в мотивировочной части решения суд указал, что постановлением главы администрации МО " "адрес"" утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, в который вошли истца: Ворокова С. М., Вороков А. X., Ворокова Р.Т., Вороков А. А., ФИО22, ФИО23, проживающие по адресу: "адрес". В мотивировочной части решения суд указал, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, однако в резолютивной части суд указал отказать в удовлетворении иска.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, является существенным, и могло повлиять на правильность принятого решения.
При таких обстоятельствах апеллянты считают решение суда об отказе в удовлетворении иска о признании за ними права на получение жилищного сертификата противоречащим обстоятельствам дела, поскольку при оценке доказательств и изложении мотивированного решения судом нарушены нормы процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик - Администрация МО "Кошехабльский район" просит в удовлетворении апелляционной жалобы истцов отказать, а решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, обсудив возражения на неё, заслушав участников судебного заседания, судебная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Пунктом 2 данной статьи установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи (включая гарантии по возмещению ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайной ситуации), устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Распоряжением Главы Республики Адыгея от 28 мая 2014 N 93-рг "О введении режима чрезвычайной ситуации" введена чрезвычайная ситуация, связанная с интенсивными дождями, паводками и подтоплениями, произошедшим с ДД.ММ.ГГГГ. Указанным распоряжением установлено, что в зону чрезвычайной ситуации включена территория муниципального образования "Кошехабльский район", границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах границы муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Определением Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 10 марта 2015 года, по ходатайству истцов Вороковой СМ., Ворокова А. X., Ворокова А. А, и Вороковой Р. Т. назначена судебная строительно-техническая экспертиза домовладения, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно заключению строительно-технической экспертизы N, проведенной ГУП ПИ "Адыгеясельхозпроект" (л. д. 80-103), следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению; несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии; основания и несущие конструкции дома не имеют повреждений, приводящих к их деформации и образованию трещин, их несущая способность не снижена, эксплуатационные свойства конструкций ухудшились в виду длительного срока эксплуатации, отсутствия водосливной системы, некачественных материалов; общее техническое состояние дома оценивается как удовлетворительное, то есть пригодное к проживанию - из-за невысокого физического износа основных несущих конструкций (наружных несущих стен) дома, отсутствуют угрозы для жизни и здоровья проживающих в данном доме людей; одним из факторов повреждения жилого дома могло явиться подтопление, произошедшее ДД.ММ.ГГГГ на территории МО "Блечепсинское сельское поселение" Кошехабльского района, Республики Адыгея.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 61 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Поскольку доводы истцов о непригодности жилого дома для проживания, вследствие разрушения несущих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", не подтвердись проведенной судебной строительно-технической экспертизой, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции истцы признали факт получения ими компенсации за утраченное ими имущество, в связи с чем данный факт доказыванию не подлежит. Однако пострадавшие от стихийного бедствия имели право на один из видов социальной защиты - компенсацию илиполучение государственного жилищного сертификата. Воспользовавшись своим диспозитивным правом, истцы избрали вид социальной защиты.
Кроме того, требования истцами заявлены по истечении шести месяцев, то есть по завершении времени работы межведомственной комиссии, уполномоченной рассматривать эти вопросы.
Довод апелляционной жалобы о том, что в мотивировочной части решения суд указал, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, однако в резолютивной части суд указал отказать в удовлетворении иска, не могут повлечь отмену решения суда, так как определением об исправлении допущенных в решении суда описок от 22.09. 2015 данная описка исправлена (л. д. 201-202).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 30 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О. М. Кулинченко
Судьи: А.Р. Сиюхов
О. М. Соловьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.