Судья Верховного суда Республики Адыгея Муращенко М.Д., рассмотрев жалобу Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Красногвардейское" ( Далее МП ЖКХ "Красногвардейское "), в отношении которого ведется административное производство по делу об административном правонарушении, на постановление судьи Красногвардейского районного суда от 23.09.2015г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Красногвардейского районного суда от 23.09.2015г. МП ЖКХ "Красногвардейское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе МП ЖКХ "Красногвардейское" просит отменить постановление Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от N 09-36-14-ЭП-1 от 25.02.2015 года и постановление Красногвардейского районного суда от 23.09.2015г. Считает, что при вынесении обжалуемых постановлений нарушены нормы материального и процессуального права, факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований не установлен, имеет место недоказанность обстоятельств, установленных Управлением Росприроднадзора. Санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреблений и благополучия человека по Республике Адыгея N 01РА05.000.М.000052.03.11. от 17.03.2011 года, было установлено, что, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки и размещению отходов 1-4 класса опасности (сбор, использование, обезвреживание, транспортировке и размещение отходов 1-4 классов опасности) соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, установленным СанПиНом 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
МП ЖКХ "Красногвардейское" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности серии 23 N 00054 от 18.05.2011 года, полученной в Управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея со сроком действия до 18.05.2016 года.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" статья 23 пункт 3 лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещение отходов 1-4 класса опасности выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона действуют до 30.06.2015 года. В настоящее время ведется работа по внесению изменений по Федеральному закону N 458-ФЗ в части определений переходного периода для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортировки, обработки, утилизации, размещению отходов НУ классов опасности.
31.03.2015 года и повторно 10.06.2015 года МП ЖКХ "Красногвардейское" направило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея технический отчет о неизменности производственного процесса и просило подтвердить лимиты на размещение отходов I-IV классов опасности.
По состоянию на 17.09.2015 года, в решение по техническому отчету о неизменности производственного процесса Управлением до сих пор не принято.
В возражениях на жалобу Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея просит отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав объяснения представителя МП ЖКХ "Красногвардейское" Мороз В.М, поддержавшего жалобу, представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Будякову А.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела и постановление, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, нахожу обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу подлежащей отклонению.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5) разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно разъяснениям, пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" ущественным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В силу п.4 части 1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается в частности вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В п.3ст.29.1 КоАП РФ указано, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из протокола об административном правонарушении N 09-117-14-ЭП от 17.02.2015г. Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея следует, что МП ЖКХ "Красногвардейское" предъявлено обвинение по ст. 8.2 КоАП РФ, за административное правонарушение, которое выразилось в осуществлении производственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, связанную со сбором и обработкой сточных вод на очистных сооружениях, сбросом их после очистки в биопруды; сбором отходов производства и потребления от населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их транспортировкой и размещением на свалке; выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных (автотранспорта и техники) источников выбросов.
Протокол об административном правонарушении N 09-117-14-ЭП от 17.02.2015г. Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении МП ЖКХ "Красногвардейское" вынесен без учета требований статьи 28.2 КоАП РФ, так как не содержит сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований, не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Содержание постановления по делу об административном правонарушении регламентировано ст. 29.10 КоАП РФ. Отсутствие в постановлении данных, прямо предусмотренных Законом, является существенным нарушением процессуальных требований и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанной нормы судья в постановлении по делу об административном правонарушении не указал обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: место, время совершения и событие административного правонарушения.
Положения ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, а также п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в системной связи направлены на соблюдение гарантий прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку позволяют последнему знать суть и основания привлечения его к административной ответственности.
Однако, из данного дела следует, что ни в протоколе, ни в постановлении не раскрыты обстоятельства, установленные административным органом и судьей при рассмотрении данного, отсутствует мотивированное решение по делу.
Так, в постановлении по делу об административном правонарушении содержится лишь констатация события правонарушения при отсутствии ссылки на виновные действия (бездействие) привлекаемого к административной ответственности лица, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием) и наступившими последствиями, что в рассматриваемом случае является недостаточным для установления вины МП ЖКХ "Красногвардейское".
По правилам п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ судье при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении надлежало решить вопрос о возврате протокола об административном правонарушении лицу, уполномоченному на его составление для устранения указанного недостатка, если недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ, дело рассматривается по существу на основании протокола об административном правонарушении.
В силу части 2 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.
Принимая постановление, судья исходил из имеющейся в материалах дела копии протокола об административном правонарушении.
Из дела не усматривается, что подлинный протокол об административном правонарушении, судьей при разрешении дела не истребовался и исследовался, что является недопустимым.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного постановление судьи, не отвечающее требованиям законности и обоснованности, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, в ходе которого судье следует выяснить указанные вопросы с учетом положений ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, после чего принять одно из предусмотренных ст. 29.4 указанного Кодекса решений.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Красногвардейского районного суда от 23.09.2015г. в отношении Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Красногвардейское" отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Красногвардейское" возвратить в Красногвардейский районный суд на новое рассмотрение.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Муращенко М.Д.- подпись.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея М.Д. Муращенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.