судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Свечкова А.И., Юрченко Е.П.,
при секретаре Мурашко А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Свечкова А.И.
гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия ФИО2 по предоставлению земельного участка, обязании предоставить земельный участок площадью 800 кв. м, расположенный в кадастровом квартале N, рядом с участком N по улице "адрес", в соответствии с координатами, обозначенными на плане, составленном ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ
(судья районного суда Галкин К.А.),
установила:
ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, указывая на то, что он, как многодетный отец, имеет право на бесплатное получение земельного участка на основании статьи 13.1 Закона Воронежской области N 25-03 от 13 мая 2008 года "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области". Заявитель включен в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, на основании решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ года N N и приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ года N N.
Заявителем получено письмо ФИО2 N N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок заявителю не будет предоставлен в связи с тем, что часть сформированного заявителем земельного участка нарушает красную линию улицы Юных натуралистов.
Он считает, что позиция Департамента, изложенная в письме N N от ДД.ММ.ГГГГ г., не соответствует закону и нарушает право заявителя на получение земельного участка (л.д. 6-8, 66).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора администрации г. Воронежа (л.д. 60).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия ФИО2 по предоставлению земельного участка, обязании предоставить земельный участок площадью 800 кв. м, расположенный в кадастровом квартале N, рядом с участком N по улице "адрес", в соответствии с координатами, обозначенными на плане, составленном ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (л.д. 104, 105-110).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить данное решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. При наличии свободных земельных участков отсутствие несформированных надлежащих образом земельных участков относится к бездействию уполномоченного органа (л.д. 113-114).
Заявитель, заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в заседание суда не явились по неизвестным причинам. На основании частей 3 и 4 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников.
Заслушав объяснения представителя Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж по доверенности ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, считающей решение районного суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - перечень земельных участков).
Перечень земельных участков утверждается уполномоченными органами в пределах их компетенции не позднее последнего дня каждого квартала календарного года (часть 1).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, устанавливаются правительством Воронежской области (часть 5).
В случае отсутствия на территории поселения или городского округа свободных земельных участков с письменного согласия многодетного гражданина ему может быть предоставлен земельный участок на территории другого муниципального образования (пункт 11).
Согласно Порядку формирования и ведения перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области, утвержденному Постановлением Правительства Воронежской области от 03.10.2012 N 886, настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закон) и определяет процедуры формирования и ведения перечня земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области (далее - Перечень):
- департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент);
- органами местного самоуправления Воронежской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления) (пункт 1.1).
Формирование и ведение Перечня осуществляется:
- Департаментом из земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также из земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена;
- органом местного самоуправления из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации и абзацем вторым части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.1).
Включение земельных участков в Перечень осуществляется после проведения работ по формированию земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2.6).
Перечень земельных участков подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления не позднее последнего дня каждого квартала по форме, определяемой приказом Департамента (пункт 2.7).
Из материалов дела следует и районным судом установлено, что ФИО1, как многодетный отец, имеет право на бесплатное получение земельного участка на основании статьи 13.1 Закона Воронежской области N 25-03 от 13.05.2008 года "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области". Заявитель был поставлен на учет в качестве имеющего право на бесплатное получение земельного участка ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ письмом N N Департамент уведомил ФИО1 о предстоящем предоставлении земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 33). От указанного земельного участка ФИО1 отказался, указывая на неподходящее месторасположение земельного участка (л.д. 34).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФИО2 с заявлением о согласовании возможности формирования земельных участков для индивидуального жилищного строительства как гражданину, имеющему трех и более детей, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес" (л.д. 35).
ФИО2 было организовано изготовление схемы ситуационных в границах данных земельных участков на графической подоснове М 1:500 (вх. N 13016з от ДД.ММ.ГГГГ года).
В адрес администрации городского округа город Воронеж Департаментом было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ N N с просьбой о предоставлении актуальной информации о возможности формирования и предоставления указанного заявителем земельного участка по "адрес" для целей индивидуального жилищного строительства, о чем ФИО1 был проинформирован письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N. (л.д. 39, 40).
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа город Воронеж сообщила Департаменту о том, что часть земельного участка нарушает красную линию улицы. Нормативом градостроительного проектирования, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ N 650, предусмотрено, что за пределы красных линий не должны выступать здания, строения, сооружения. Согласно имеющейся топосъемке участок имеет крутой рельеф (перепад высот составляет около 6 м); на территории имеется ограждение; возможно испрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Кроме того, проектом расширения набережной Массалитинова не предусмотрена организация выездов непосредственно на набережную с участков под индивидуальное жилищное строительство, то есть организация выезда с рассматриваемого земельного участка затруднена.
На основании ответа администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 был проинформирован письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N N о том, что формирование и предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства по "адрес" градостроительно не обосновано, поскольку согласно полученной информации часть испрашиваемого земельного участка нарушает красную линию улицы. Кроме того, проектом расширения набережной Массалитинова не предусмотрена организация выездов непосредственно на набережную с участков под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 43).
Судом первой инстанции было установлено, что заявитель ФИО1 в установленном законом порядке не обращался в ФИО2 с заявлением о согласовании возможности формирования земельного участка площадью 800 кв. м, расположенного в кадастровом квартале N, рядом с участком N по улице "адрес", в соответствии с координатами, обозначенными на плане, составленном ДД.ММ.ГГГГ ФИО3. Кроме того, интересующий заявителя земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, не включен в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность граждан, имеющих трех и более детей, на территории Воронежской области, что исключает возможность его предоставления в установленном законом порядке.
Доказательств наличия свободных сформированных земельных участков в пределах г. Воронежа, подлежащих передаче в собственность гражданам, заявителем не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, применив нормы законодательства, регламентирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы, основанные на иной оценке обстоятельств по делу, не могут повлечь отмену правильного решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.