судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Лариной В.С.,
судей Востриковой Г.Ф., Зелепукина А.В.,
при секретаре Ф.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Востриковой Г.Ф.
гражданское дело по заявлению Д.Е.П. об оспаривании неправомерных действий должностного лица,
по апелляционной жалобе начальника 2 отдела Федерального государственного казенного управления "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 06 августа 2015 года,
(судья районного суда Разумов М.В.),
установила:
Д.Е.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма N. от. года; обязании начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отменить данное решение; предоставить жилое помещение по адресу..
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 06 августа 2015 года постановлено: "Удовлетворить заявление Д.Е.П. об оспаривании неправомерных действий должностного лица.
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении Д.Е. П.жилого помещения по договору социального найма N. от. года вынесенное начальником 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отменить решение об отказе в предоставлении Д.Е.П. жилого помещения по договору социального найма N.года и предоставить Д.Е.П. жилое помещение, расположенное по адресу:. " (л.д.26-31).
В апелляционной жалобе начальником 2 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права (л.д.37-39).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили и не просили об отложении судебного разбирательства. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании материалов дела, объяснений сторон судом первой инстанции установлено, что Д. Е.П. в период с. года по. года проходил военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации, из радов которой согласно приказу начальника. по личному составу N. года был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. а п.2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом командира войсковой части. N. года. года исключен из списков личного состава войсковой части. Воронежской области, избрав постоянным местом жительства после увольнения город..
Предоставив в. КЭЧ района Воронежской области документы, заявитель вместе с семьей из двух человек (жены и дочери), согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в 2010 году был поставлен на компьютерный учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации.
года брак заявителя с ДжН.Н. по иску последней решением Борисоглебского городского суда Воронежской области расторгнут.
года по иску бывшей супруги - Д.Н.Н. решением Борисоглебского городского суда Воронежской области за заявителем прекращено право пользования жилым помещением по адресу:., в котором Д.Е.П. с семьей из двух человек проживал в период брака.
. года в результате вышеуказанных действий заявитель снят с регистрационного учета по указанному адресу и по договору найма жилого помещения зарегистрирован в принадлежащем Г.Н.В. жилом помещении по адресу:..
В ... 2015 года 2 отделом (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ заявителю на состав семьи - один человек распределено жилое помещение по адресу:., на получение которого он выразил согласие.
После предоставления документов затребованных для подтверждения отсутствия в собственности жилых помещений, заявителю решением N. года было отказано в предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма из-за невозможности сдачи в пользу жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации ранее предоставленного в связи с прохождением военной службы жилого помещения по адресу: ... , которое было оставлено бывшим членам семьи, впоследствии приватизировавших его в собственность.
В настоящее время заявитель состоит на учёте в отделе военного комиссариата Воронежской области по Борисоглебскому и Грибановскому районам, продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составила ... месяца, в льготном не имеет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на абз.13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Дегтярева Е.П., в отношении которого нарушено право на предоставление жилого помещения в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции исходил из того, что требование о сдачи заявителем Д.Е.П. в пользу жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по адресу: ... , является незаконным.
Согласно обменному ордеру, изначально заявителю с учётом членов его семьи в количестве трёх человек по линии Минобороны СССР было предоставлено жилое помещение по адресу: г.., жилой площадью ... кв. м - ниже установленной нормы обеспечения жилой площадью на одного члена семьи.
Улучшение жилищных условий Д.Е.П. произведено впоследствии не за счёт средств Минобороны Российской Федерации, а в результате обмена ранее предоставленного жилья на жилое помещение большей жилой площадью, возражений против обмена которого, в том числе Минобороны не заявляло.
Данных о нахождении в собственности заявителя либо об обеспеченности его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции также посчитал неправомерными ссылки в оспариваемом заявителем решении на пункты 17 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 N1280, поскольку жилое помещение по адресу: ... , к фондам Министерства обороны Российской Федерации не относилось и не относится.
Судебная коллегия с данным выводом районного суда согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
При этом право на получение жилого помещения по избранному месту жительства на условиях договора социального найма может быть предоставлено военнослужащему один раз при увольнении его с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при условии наличия общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному военнослужащим месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела следует, что в период службы Министерством обороны СССР заявителю и членам его семьи было предоставлено жилое помещение по адресу:., общей площадью. кв. м, и жилой площадью. кв. м, которое не соответствовало установленным на тот момент времени нормативам обеспечения жилой площадью на одного члена семьи.
В 1997 году за счёт денежных средств родителей супруги - Д.Н.Н. был совершён обмен с доплатой предоставленного жилого помещения по адресу:., на жилое помещение принадлежавшее М.Н.А. по адресу: ...
В соответствии с обменным ордером N1., выданным администрацией г. Борисоглебска и Борисоглебского района на основании постановления администрации N. года, за заявителем и членами его семьи из трех человек местными органами самоуправления закреплено приобретённое за счёт денежных средств родителей супруги - Д.Н.Н. жилое помещение по адресу: г ...
Судом первой инстанции установлено, что Д.Е.П. распорядился выделенным ему Министерством обороны Российской Федерации жильем, оставив свою часть жилого помещения при расторжении брака в 2010 году бывшей супруге и дочери, добровольно выехал из квартиры, решение Борисоглебского районного суда от. года по иску Д.Н.Н. о прекращении за Д.Е.П. права пользования жилым помещением по адресу:., не обжаловал.
После чего жилое помещение по указанному адресу в установленном законом порядке было приватизировано Д.Н.Н. и дочерью заявителя - Д.М.Е.
В связи с чем, Д.Е.П. ранее предоставленное ему по договору социального найма Министерством обороны Российской Федерации жилье сдать не может.
Как правильно указано в апелляционной жалобе юридически значимым обстоятельством является невозможность сдачи заявителем в установленном порядке жилья ранее предоставленного Министерством обороны Российской Федерации.
Последующее обеспечение заявителя жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас), а не Министерством обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах принятое ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решение N. года об отказе в предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма соответствует требованиям действующего законодательства.
Указанное свидетельствует о допущенном судом первой инстанции существенном нарушении норм материального права, повлиявшем на исход дела, без устранения которого невозможна защита нарушенных прав, в связи с чем, обжалуемое судебное постановление не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Д.Е.П.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 06 августа 2015 года отменить.
В удовлетворении заявления Д.Е.П. о признании незаконным решения начальника 2 отдела Федерального государственного казенного управления "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма N. года; обязании начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отменить данное решение и предоставить жилое помещение, расположенное по адресу:. - отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.