Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием представителя административного истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Воронежской области и Правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
14 октября 2015 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, в котором административный истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание "адрес"", участок находится примерно в N м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: "адрес" а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, находящегося в пользовании административного истца на основании договора аренды, равной рыночной в размере N рублей.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), указал, что кадастровая стоимость земельного участка составляет N рублей, в то время как в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15 мая 2009 года составляет N рублей (л.д. 5-8).
Определением суда от 23 октября 2015 года по ходатайству представителя административного истца по настоящему была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 122-125).
В связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта N от 26 ноября 2015 года, определением суда от 7 декабря 2015 года производство по делу возобновлено, о чем извещены лица, участвующие в деле (л.д. 150).
Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц на стороне административного ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке; ИП ФИО1 и представитель административного ответчика - органа кадастрового учета - письменно просят о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, возражений относительно заявленных требований с их учетом уточнения, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено (л.д. 151-154, 158-160, 162-167).
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В настоящем судебном заседании в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ судом приняты письменные уточнения требований, согласно которым административный истец ИП ФИО1 просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной в размере N рубля (л.д. 155-156).
Представитель административного истца по доверенности от 13 октября 2015 года ФИО4 поддержал требования административного истца с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в заявлениях.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела, ИП ФИО1 на основании договора аренды земельного участка N от 3 июля 2014 года, заключенного между администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области и ЗАО " "данные изъяты"", соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 13 октября 2014 года, заключенного между ЗАО " "данные изъяты"" и ИП ФИО1 с согласия арендодателя, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание ЗАО "Борисоглебскгазстрой", участок находится примерно в N м. от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: "адрес" а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы (л.д. 11-25).
Факт пользования административным истцом земельным участком с кадастровым номером N и исчисление платы за пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости (л.д. 18), нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривался.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка используется при расчете арендной платы, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве аренды земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как лица, обязанного уплачивать арендную плату.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года N 1108 (далее - Постановление N 1108) и являются действующими.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания).
Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от
25 октября 2011 года N 128 (в редакции от 3 сентября 2015 года), к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из материалов административного дела следует, что утвержденный Постановлением N 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для 9 группы видов разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок по кадастровому кварталу N - был использован филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области для определения кадастровой стоимости названного земельного участка с кадастровым номером N. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 15 мая 2009 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка составляет N рублей (л.д. 23-26, 110-115).
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования административного истца об оспаривании кадастровой стоимости, определенной именно филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 15 мая 2009 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется его рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству представителя административного истца на основании определения суда от 23 октября 2015 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от 26 ноября 2015 года N 10737/6-4 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N на заданную дату составляет N рубля (л.д. 134-148).
Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащими доказательством, подтверждающим размер действительной рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами на стороне административного ответчика в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере N рубля по состоянию на 15 мая 2009 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость).
Согласно абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений названных норм, а также учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился в суд
14 октября 2015 года, новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка подлежат применению с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Воронежской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в пользовании административного истца, равной его рыночной стоимости в размере N рубля по состоянию на 15 мая 2009 года, поданное в суд
14 октября 2015 года, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая, что кадастровая стоимость названного земельного участка определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области, как вновь учтенного объекта недвижимости, суд не находит оснований к удовлетворению административного искового заявления в части требований, предъявленных к правительству Воронежской области, которое, по мнению суда, в данном случае является ненадлежащим административном ответчиком.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание ЗАО " "данные изъяты"", участок находится примерно в N м от ориентира по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: "адрес" а, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственной базы, определенную по состоянию на 15 мая 2009 года, в размере N рубля на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 14 октября 2015 года.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2015 года.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.