Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Козьяковой М.Ю.
с участием представителя административного истца ФИО4
представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика - администрации городского округа город Воронеж - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ее филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
21 октября 2015 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, в котором директор ООО " "данные изъяты"" просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственно-складская база, находящегося в пользовании административного истца на основании договора аренды, равной рыночной стоимости в размере N рублей.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от
29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) указал, что кадастровая стоимость земельного участка составляет N рублей, в то время как в соответствии с отчетом независимого оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 16 февраля 2015 года составляет N рублей (т. 1, л.д. 4-8).
Определением суда от 22 октября 2015 года административное исковое заявление оставлено без движения (т. 1, л.д. 1-2).
26 октября 2015 года во исполнение определения суда административным истцом было представлено уточненное административное исковое заявление (т. 1, л.д. 211-215) и определением суда от той же даты принято к производству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены: правительство Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и администрация городского округа город Воронеж (т. 1, л.д. 224-226).
Определением суда от 29 октября 2015 года по настоящему была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (т. 1, л.д. 249-252).
В связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта N от
4 декабря 2015 года, определением суда от 9 декабря 2015 года производство по делу возобновлено, о чем извещены лица, участвующие в деле (т. 2, л.д. 26).
Представители административного ответчика и заинтересованных лиц на стороне административного ответчика - правительство Воронежской области, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке; представитель административного ответчика - органа кадастрового учета - письменно просит о рассмотрении дела в их отсутствие, иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, возражений относительно заявленных требований с их учетом уточнения, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено (т. 2, л.д. 29-36, 41, 42).
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В своих отзывах представители органа кадастрового учета ссылались на отсутствие нарушений прав административного истца действиями названного административного ответчика и полномочий по проведению государственной кадастровой оценки (т. 1, л.д. 237-240; т. 2, л.д. 30-32).
В настоящем судебном заседании в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ судом приняты письменные уточнения требований, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной в размере N рублей, определенной по состоянию на 16 февраля 2015 года, на период с 16 февраля 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (т. 2, л.д. 39-40).
Представитель административного истца по доверенности от 16 февраля 2015 года ФИО4 поддержал требования административного истца с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 в судебном заседании пояснила, что возражает против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что установление кадастровой стоимости равной рыночной приведет к уменьшению поступлений в бюджет, поддержав в названной части раннее поданные письменные возражения (т. 1, л.д. 242-243), возражений против заключения судебной экспертизы, определенной в ней величины рыночной стоимости, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости спорного земельного участка не имеют и представлять не будут.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания абзацев 1-3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Воронежской области решением N 63 от 8 октября 2015 года было отклонено заявление ООО " "данные изъяты"" о пересмотре кадастровой стоимости, подданное 16 сентября 2015 года, по тем основаниям, что установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости более N процентов, а именно N процентов; оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, представленное положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (т. 1, л.д. 146, 148-151).
При этом суд учитывает, что в силу положений абзаца 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.
Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела, ООО " "данные изъяты"" на основании договора аренды земельного участка от 16 мая 2001 года, договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20 июня 2007 года, дополнительных соглашений от 16 марта 2006 года, 29 июля 2013 года, 27 апреля 2015 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственно-складская база (т. 1, л.д. 10-21, 163-202).
Факт пользования административным истцом земельным участком с кадастровым номером N и исчисление платы за пользование земельным участком исходя из его кадастровой стоимости (т. 1, л.д. 21), нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривался.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка используется при расчете арендной платы, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве аренды земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как лица, обязанного уплачивать арендную плату.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года N 1108 (далее - Постановление N 1108) и являются действующими.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания).
Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от
25 октября 2011 года N 128 (в редакции от 3 сентября 2015 года), к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из материалов административного дела следует, что утвержденный Постановлением N 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для 9 группы видов разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок по кадастровому кварталу N - был использован филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области для определения кадастровой стоимости названного земельного участка с кадастровым номером N Номер земельного участка внесен в государственный кадастр недвижимости 7 мая 2002 года. Однако кадастровая стоимость определена названным органом 16 февраля 2015 года, в связи с изменением количественных характеристик объекта недвижимости (увеличение площади земельного участка) и в тот же день внесена в государственный кадастр недвижимости. Размер кадастровой стоимости земельного участка составляет N рублей (т. 1, л.д. 22-34, 44, 145, 216-223, 237-241).
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования административного истца об оспаривании кадастровой стоимости, определенной именно филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 16 февраля 2015 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется его рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству представителя административного истца на основании определения суда от 29 октября 2015 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 16 февраля 2015 года. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от 4 декабря 2015 года N 11154/6-4 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N на заданную дату составляет N рублей (т. 2, л.д. 12-25).
Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащими доказательством, подтверждающим размер действительной рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами на стороне административного ответчика в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере N рублей по состоянию на 16 февраля 2015 года (на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость).
Согласно абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений названных норм, а также учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 16 сентября 2015 года, новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка подлежат применению с 16 февраля 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в пользовании административного истца, равной его рыночной стоимости в размере N рублей по состоянию на 16 февраля 2015 года, поданное в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
16 сентября 2015 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице ее филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственно-складская база, определенную по состоянию на 16 февраля 2015 года, в размере N рублей на период с 16 февраля 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 16 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2015 года.
Председательствующий И.В. Селиверстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.