Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.
судей: Вороной Н.Л.,Решетниковой О.В.,
при секретаре (ФИО)6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (ФИО)7 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление (ФИО)8 удовлетворить.
Признать право (ФИО)9 на получение звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принять решение о присвоении (ФИО)10 звания "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу (ФИО)11 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
установила:
(ФИО)12. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании права на присвоение звания "Ветеран труда". В обоснование иска указал, что приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от (дата) года N (номер) награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации. Ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на присвоение указанного звания. Просит признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского округа-Юры просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года.
Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", ФЗ от 06.10.199г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" выражает несогласие с выводами суда.
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения.
Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В отзыве на апелляционную жалобу истец (ФИО)13. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец (ФИО)14. является пенсионером, ему назначена пенсия по старости с (дата) года (л.д. 12-18, 19).
Приказом N (номер) от (дата) года истец награжден Почетной грамотой Министерства топлива и энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса Российской Федерации (л.д. 9).
Ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п (л.д. 10-11).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и Российской Федерации при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации от 15.09.1997 N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" (действовавшим на момент награждения истца Почетной грамотой), Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации учитывалась как ведомственный знак отличия в труде.
В настоящее время в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года N11 Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации также отнесена к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)15 суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", как лицо, награжденное ведомственной наградой в установленном порядке.
Полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная правовая оценка. Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры- без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.