Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Епифановой С.А., Чербаевой Л.В.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Нагорновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4" (далее ФКУ ИК-4) УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Мещерякова А.А.,
по апелляционной жалобе Мещерякова А.А. на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 21 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
установила:
Мещеряков А.А. назначенное по приговору Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 февраля 2015 года за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, наказание в виде лишения свободы отбывал в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области.
Последнее 11 сентября 2015 года обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Мещерякова А.А., подлежащего освобождению из мест лишения свободы 08 февраля 2016 года, административного надзора с применением ряда административных ограничений. В обоснование заявления указано на совершение Мещеряковым А.А. преступления при опасном рецидиве преступлений. В период отбывания наказания осужденный нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, взысканий не имел, имел 1 поощрение. По характеру спокоен, уравновешен. В общении с представителями администрации вежлив и тактичен. По взглядам и убеждениям его личность положительной направленности. Вину в совершенном преступлении по приговору суда признал, на профилактическом учете не состоит.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 21 сентября 2015 года заявление ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Тамбовской области удовлетворено. В отношении Мещерякова А.А. установлен административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями:
обязательной явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запретом на выезд за пределы места жительства без согласования с органами внутренних дел.
Срок административного надзора в отношении Мещерякова А.А. исчислен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Мещеряков А.А. просит отменить названное решение как незаконное и необоснованное. Полагает, что оснований для установления административного надзора не имелось, так как согласно представленной в суд характеристике он характеризуется положительно, взысканий не имеет, трудоустроен кухонным рабочим. Считает, что административный надзор в отношении него должен быть установлен сроком от одного года до трех лет.
В настоящее судебное заседание Мещеряков А.А. не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен.
Представитель исправительной колонии Исаев А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснение участвующего в нем лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оспариваемое решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления, приходит к аналогичному выводу и исходит при этом из следующего.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон), в соответствии с ч. 2 ст. 3 которого административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных в части 3 настоящей статьи (признание в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения общественную нравственность лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы).
Поскольку Мещеряков А.А. осужден за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, признанном вышеназванным приговором суда, суд первой инстанции со ссылкой на приведенную норму Федерального закона удовлетворил заявление исправительной колонии и установилв отношении него административный надзор.
Вместе этим, суду первой инстанции надлежало в соответствии с ч. 3 ст. 62 КАС РФ установить и другие, имеющие значение для правильного разрешения дела об установлении административного надзора, обстоятельства, а именно.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ, ч. 7 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается исправительным учреждением не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Исправительной колонией N 4 заявление об установлении административного надзора в отношении Мещерякова А.А. подано за пять месяцев до истечения 08 февраля 2016 года срока отбывания им наказания в виде лишения свободы по приговору Моршанского районного суда от 09 февраля 2015 года.
Притом что сам по себе подобный срок обращения в суд не является нарушением закона, причина его требовала выяснения судом первой инстанции вследствие возможного применения к Мещерякову А.А. условно-досрочного освобождения от наказания, в период не отбытой части которого установление административного надзора исключается. Соответствующие разъяснения об этом даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Указанное обстоятельство тем более подлежало выяснению, что Мещеряков А.А. согласно изложенным о нем в заявлении колонии данным и приложенной к нему характеристике в соответствии с требованиями ст. 79 УК РФ, ст. ст. 9, 175 УИК РФ мог быть причислен к категории осужденных, подлежащих условно-досрочному освобождению.
Суд же рассмотрел дело в отсутствие представителя исправительной колонии и самого Мещерякова А.А., не посчитав их участие в судебном заседании обязательным.
Постановлением Сосновского районного суда от 20 ноября 2015 года в результате удовлетворения соответствующего ходатайства Мещерякова А.А., поддержанного исправительной колонией N 4, он условно-досрочно до 08 февраля 2016 года от отбывания наказания освобожден. В течение оставшейся не отбытой части наказания в силу ч. 5 ст. 79 УК РФ он обязан не менять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за условно-досрочно освобожденными по месту жительства, 1 раз в месяц являться на регистрацию в этот орган, не покидать постоянного места жительства с 22 часов до 6 часов следующего дня, если это не связано с работой в ночное время, а также не посещать бары, кафе, рестораны и иные заведения, осуществляющие продажу алкогольной продукции в розлив.
По вступлении в законную силу указанного постановления Мещеряков А.А. 02 декабря 2015 года из мест лишения свободы освобожден.
Как указано в п. 4 упоминаемого Постановления Пленума Верховного Суда РФ лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК РФ считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы. С учетом того, что в силу ч. 7 ст. 79 УК РФ при уклонении указанного лица от обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания. При наличии предусмотренных законом оснований административный надзор в отношении такого лица может быть установлен после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
Вследствие не установления судом первой инстанции имеющих значение для дела обстоятельств, что повлекло за собой неправильное применение норм материального права, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении заявления исправительной колонии.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 21 сентября 2015 года отменить принять новое.
В удовлетворении заявления ФКУ Исправительная колония N 4 УФСИН России по Тамбовской области об установлении в отношении Мещерякова А.А. административного надзора отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.