Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.
при секретаре Дубровиной Ю.В.
с участием административного истца Гудкова В.В.,
представителя административного истца Рябцева О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гудкова В. В.ича к Администрации Тамбовской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гудков В.В. обратился 8 декабря 2015 года в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: *** с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под оздоровительный лагерь " ***", в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2015 года - *** руб..
В обоснование предъявленных требований административным истцом указано, что он является собственником вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена в размере *** руб., что не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права налогоплательщика, поскольку влечет увеличение налоговой базы по земельному налогу.
В судебном заседании административный истец Гудков В.В. и его представитель Рябцев О.Н. настаивали на удовлетворении административного искового заявления по приведенным в нем основаниям.
Административные ответчики: Администрация Тамбовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области); заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) и Администрация г.Тамбова в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
В своем письменном отзыве административный ответчик филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области не оспаривает ни размер рыночной стоимости земельного участка, ни право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, определенной при его постановке на государственный кадастровый учет 19 мая 2015 года с использованием удельного показателя в размере *** руб. *** коп., утвержденного Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Административный ответчик Администрация Тамбовской области в своем отзыве, приводя положения ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку ее действия административным истцом не оспариваются и к определению кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 19 мая 2015 года не имеет отношения.
Управление Росреестра по Тамбовской области в отзыве на заявление Гудкова В.В. просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, и решение вопроса об удовлетворении требований об оспаривании кадастровой стоимости, определенной сотрудниками филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, оставляет на усмотрение суда, сведениями об иной рыночной стоимости не располагает.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Гудков В.В. является собственником земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под оздоровительный лагерь " ***".
Являясь налогоплательщиком земельного налога, Гудков В.В. вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В рассматриваемом случае таковым, а соответственно и надлежащим административным ответчиком по настоящему делу, является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, которым 19 мая 2015 года при образовании нового земельного участка с кадастровым номером *** определена кадастровая стоимость в размере *** руб. в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222, с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области".
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец представил выполненный оценщиком ООО " ***" А.С.Н. отчет об оценке объекта оценки *** от ***, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 19 мая 2015 года составила *** рублей.
На данный отчет получено положительное экспертное заключение ***, составленное *** экспертом Саморегулируемой организации оценщиков Региональной ассоциации оценщиков в порядке, предусмотренном ст.17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", о соответствии указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и подтверждении итоговой величины рыночной стоимости, отраженной в отчете.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение, по мнению суда, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Так, оценка произведена в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке объекта оценки содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости.
Поскольку оценщиком не было найдено предложений по продаже земельных участков, аналогичных оцениваемому, при применении сравнительного подхода за альтернативу были взяты земельные участки под коммерческую застройку, с последующей корректировкой на вид разрешенного использования, торг, площадь, местоположение и инженерную обеспеченность.
Оценщиком представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет".
Мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов оценщиком приведены.
Не согласиться с выводами оценщика и эксперта, у суда оснований не имеется. Не приведено таковых и административными ответчиками и заинтересованными лицами по делу в соответствии с ч.1 ст.62 и ч.ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств иной рыночной стоимости земельного участка административного истца в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости подтверждены доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, требования Гудкова В.В., предъявленные к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, подлежат удовлетворению.
Поскольку администрация Тамбовской области в данном конкретном случае не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости либо осуществившим функции по государственной кадастровой оценке в смысле вышеприведенной статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то в требованиях к данному административному ответчику следует отказать.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Административный истец в судебном заседании заявил о том, что он принимает на себя судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде.
Учитывая позицию административного истца и то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административного ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Гудкова В. В.ича, поступившее в Тамбовский областной суд 8 декабря 2015 года, удовлетворить в части предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области требований.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под оздоровительный лагерь " ***", расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 19 мая 2015 года в размере *** рублей.
В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации Тамбовской области, отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под оздоровительный лагерь " ***", расположенного по адресу: ***, по состоянию на 19 мая 2015 года в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение составлено 28 декабря 2015 года.
Судья Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.