Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей Курочкиной И.А., Ермакова М.И.,
с участием прокурора Казимировой Е.Ю.,
при секретаре Каёта О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" к Курскому городскому Собранию о признании нормативного правового акта недействующим в части, поступившее по апелляционной жалобе представителя
ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" Долгополова М.Ю. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 сентября 2015г. об отказе в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Переверзевой И.Н., выслушав объяснения ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" Долгополов М.Ю., представителей по доверенностям Курского городского Собрания Пахомовой Т.Г. и Администрации г.Курска Васильевой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Курской области Казимировой Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" (далее - Общество) обратилось в суд с административным иском к Курскому городскому Собранию о признании недействующим решения Курского городского Собрания от 23.10.2007 года N388-3-РС "О Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск", в части изменения границ относительно этажности жилой застройки земельного участка, расположенного в "адрес", 15а, 17, 19 в границах квартала N. Свои требования Общество мотивировало тем, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и нарушает его права.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от 17.09.2015г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" по доверенности Долгополов М.Ю. просит решение суда первой инстанции отменить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и принять по делу новое решение, которым заявленный административный иск удовлетворить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Управлением по охране объектов культурного наследия Курской области, прокуратурой города Курска представлены возражения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ следует, что физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
На основании ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Согласно ст.1, 3, 4 Градостроительного кодекса РФ отношения в сфере градостроительной деятельности, в том числе вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статья 8 Градостроительного кодекса РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Как следует из ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
Согласно ч.6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 года N388-3-РС, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Курск" (далее - Правила).
Абзацем четвертым пункта 1.4.2 Правил утверждены в графическом виде границы территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий и отображены на картах градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск", прилагаемых к части Ш Правил, в том числе карта градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" в части границ зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов исторического и культурного наследия (зоны охраны объектов культурного наследия), что соответствует подпункту 2 пункту 2 статьи 30 ГрК РФ, устанавливающему, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования "город Курск", являющейся неотъемлемой частью указанных Правил, земельный участок, расположенный по адресу: г. Курск, ул. Гайдара, дома N 15, 15а, 17 и 19 в границах квартала N 413 находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленной в целях охраны объектов исторического и культурного наследия.
Границы указанной охранной зоны установлены Решением Исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990 года N78 "Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г.Курска" (далее - решение N78).
В соответствии с пунктом 2 приложения N1 к решению N78 вокруг территории комплекса памятников - Троицкой церкви (Нижней) и Палат Ромодановских с примыкающими участками улиц Гайдара и Пионеров установлена охранная зона памятников истории и культуры.
Земельный участок, расположенный на ул. Гайдара, дома NN15, 15а, 17, 19 в границах квартала N413 города Курска, входит в зону охраны памятников истории и культуры г.Курска, утвержденную решением N78.
Данный земельный участок согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" в части границ зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов исторического и культурного (зоны охраны объектов культурного наследия) входит в зону регулирования застройки - 4-5 этажная застройка.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона, установил, что оспариваемые в части Правила утверждены представительным органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления городского округа, определенными Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительным кодексом РФ; при принятии Правил соблюдена процедура разработки их проекта, проведения публичных слушаний и утверждения представительным органом, порядок принятия и опубликования. Исходя из того, что границы спорной охранной зоны установлены Решением Исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990г. N78, а в соответствии с п.5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, т.е. правила землепользования и застройки границы таких зон не устанавливают, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований полагать, что данные Правила не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые Правила в части ограничения этажности жилой застройки не соответствуют распоряжению Исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 года N 194-р, которым был утвержден Генеральный план г. Курска, нельзя признать обоснованными, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, Генеральный план не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к Правилам землепользования и застройки, а потому эти обстоятельства не являются основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в Генеральном плане г. Курска (1991 г.) границы зон охраны памятников Церковь Троицы (Нижняя), Палаты Бояр Ромодановских имеют иную конфигурацию, не затрагивая спорную территорию, фактически сводятся к несогласию с решением Исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 15.03.1990 г. N78, а, следовательно, указанные доводы не могут иметь правового значения по настоящему делу.
Каких-либо нарушений, влекущих отмену судебного решения, коллегия не усматривает, в жалобе представителя ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" их не приведено, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 17 сентября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Курское строительное управление - ЖБК-1" Долгополова М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.