Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 26 ноября 2015 г. по делу N 33А-2018/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В., Попова В.В.
при секретаре Васильеве В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 25 августа 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N прапорщика Соколова Александра Анатольевича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, город Тамбов) Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - начальник отделения) о снятии заявителя с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Попова В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, с 1993 года и по настоящее время Соколов зарегистрирован и проживает в квартире N общей площадью 30 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес" и принадлежащей с февраля того же года его матери на праве собственности.
В 2010 году заявитель признан нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в г. Подольске Московской области.
Решением начальника отделения от 17 июня 2015 года N Соколов снят с жилищного учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы и отсутствием оснований, дающих ему право на обеспечение жильем по договору социального найма.
Посчитав свои права нарушенными, Соколов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 17 июня 2015 года и отменить это решение, обязать указанное должностное лицо восстановить его на жилищном учете с даты признания нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Соколову отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Об этом же говорится и в ст. 12 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 342-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
С учетом этого начальником отделения нарушена процедура принятия решения о снятии его с жилищного учета, а решение суда, основанное на неправильном применении норм материального права, подлежит отмене.
Далее со ссылкой на статьи 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), подп. "и" п. 7 разд. II Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила), отмечает, что он обоснованно признан нуждающимся в жилом помещении и вправе рассчитывать на его получение по избранному месту жительства в г. Подольске Московской области.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям п. 1 ст. 15 Закона в редакции, действовавшей на момент принятия Соколова на учёт нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), прибывшим на новое место службы, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Общие основания обеспечения жильём военнослужащих установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Аналогичные требования о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ содержатся в ныне действующей редакции Закона и в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Между тем, согласно материалам дела Соколов, проходящий военную службу в распоряжении должностного лица в г. Тамбове, с 1993 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении общей площадью 30 кв. метров, расположенном в том же городе, собственником которого является мать заявителя. Жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, заявитель не обеспечивался.
Согласно частям 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, исходя из приведённых выше норм, учитывая отсутствие какого-либо письменного соглашения, изменяющего порядок пользования заявителем указанной выше квартирой, Соколов является членом семьи собственника жилого помещения и имеет с ним равные права пользования данным жилым помещением.
В этой связи, исходя из размера учётной нормы площади жилого помещения (14 и 8 кв. метров, соответственно), установленной решениями Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 года N 675 и Подольского городского Совета депутатов Московской области от 19 июля 2005 года N 37/4, которыми руководствовался суд первой инстанции, заявитель обеспечен жильём по установленным нормам.
Кроме того, у него отсутствует возможность сдать военному ведомству занимаемое жилое помещение.
При таких данных и, вопреки доводам жалобы со ссылкой на статьи 15 и 23 Закона и подп. "и" п. 7 разд. II Правил, в 2010 году у Соколова не было основания для признания нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, в том числе в избранном месте жительства.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 того же кодекса оснований снятия их с учёта.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Исходя из изложенного, оспариваемые Соколовым действия начальника отделения, связанные со снятием его с учёта нуждающихся в жилье, совершены в соответствии с законом, в пределах его полномочий и права заявителя не нарушают.
Принятие должностным лицом оспариваемого решения в нарушение установленного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и ст. 12 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 342-3 порядка, на что обратил внимание в апелляционной жалобе ее автор, не свидетельствует о возникновении у Соколова права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, обоснованности нахождения его на жилищном учете и не ставит под сомнение законность принятого начальником отделения решения от 17 июня 2015 года.
При таких данных решение суда первой инстанции по существу является правильным, а жалоба заявителя по изложенным выше основаниям не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 311, п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 25 августа 2015 года по заявлению Соколова Александра Анатольевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
26.11.2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.