Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 г. по делу N 33А-2105/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Великановой А.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Елшиной Е.А., с участием заявителя рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - Управление жилищного обеспечения) - Моисеенко В.И. на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 г., которым удовлетворено заявление подполковника запаса Нигаматулина Олега Талгатовича об оспаривании бездействия начальника Управления жилищного обеспечения, связанного с невыплатой заявителю субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Попова В.В., объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Нигаматулин, состоящий на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением, 18 февраля 2015 г. обратился в территориальное отделение Липецкой области - г. Липецк Управления жилищного обеспечения (далее - территориальной отделение) с заявлением об изменении порядка и способа обеспечения его жильем и выплате ему жилищной субсидии.
В письме от 18 мая 2015 г. начальник территориального отделения сообщил, что форма реализации заявителем права на жилье изменена, сведения об этом в единый реестр военнослужащих, принятых на жилищный учет, внесены и жилищная субсидия будет выплачена ему в порядке очередности и при наличии лимитов бюджетных средств.
9 июня 2015 г. Нигаматулин обратился в суд с заявлением, в котором указал, что выплата жилищной субсидии до настоящего времени ему не произведена.
С учетом этого заявитель просил суд признать незаконным бездействие начальника Управления жилищного обеспечения, связанное с непринятием решения о предоставлении ему жилищной субсидии, обязать указанное должностное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении жилищной субсидии и направить все необходимые для этого сведения в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия".
Суд первой инстанции заявление Нигаматулина удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищного обеспечения, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), приказов Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 и от 21 июля 2014 г. N 510, статьи 57 Жилищного кодекса РФ, которые предусматривает очерёдность предоставления жилищной субсидии.
Кроме того, суд не учел, что органы государственной власти, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства для предоставления жилищных субсидий. Указанные денежные средства, поступившие в январе 2015 г., были полностью реализованы.
При таких обстоятельствах решение суда, которым признано незаконным бездействие Управления жилищного обеспечения в вопросе предоставления заявителю жилищной субсидии, подлежит отмене.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является альтернативным способом обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а поэтому, исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ, должно осуществляется в порядке очерёдности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение приведённой нормы Министром обороны РФ издан приказ от 21 июля 2014 г. N 510, которым утверждён Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
Порядок регулирует вопросы предоставления жилищной субсидии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счёта и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счёта, подписанное ими и всеми членами их семей.
В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом пункта 4, при отсутствии оснований для снятия их с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Кроме того, исходя из положений пунктов 2, 3 приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N 510, Директор департамента обеспечивает направление решения по распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по управлениям (отделам) финансового обеспечения Министерства обороны РФ и региональными управлениями жилищного обеспечения Министерства обороны РФ после поступления сведений из Департамента бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ о размерах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны РФ для предоставления жилищной субсидии на соответствующий финансовый год.
Таким образом, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении военнослужащему, признанному нуждающимся в жилье, жилищной субсидии обусловлено наличием лимитов бюджетных обязательств на предоставление названной субсидии, соответствием доведённых объёмов количеству военнослужащих, изъявивших желание получить жилищную субсидию, поступлением соответствующего заявления от военнослужащего (бывшего военнослужащего), а также соблюдением очерёдности при предоставлении указанных денежных средств.
Согласно сообщению начальника территориального отделения от 18 мая 2015 г. решение о предоставлении Нигаматулину жилищной субсидии будет принято уполномоченным органом в порядке очерёдности, исходя из времени принятия на учёт, после поступления лимитов бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии. Заявитель числится в реестре на получение жилищной субсидии под номером "1249".
При этом каких-либо данных о предоставлении жилищной субсидии другим военнослужащим в нарушение очерёдности заявителя, в материалах дела не имеется. Не содержит такие сведения и заявление Нигаматулина в суд.
Кроме того, пункт 1 статьи 23 Закона (в редакции, действовавшей на момент увольнения Нигаматулина с военной службы) допускает увольнение с военной службы военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с их согласия без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
При этом в силу пункта 13 статьи 15 Закона вышеуказанные военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом для военнослужащих.
Исходя из приведённых выше норм, такое согласие не предоставляет гражданам, уволенным с военной службы с оставлением в списке очередников, на преимущественное обеспечение жилым помещением или жилищной субсидией.
При таких данных судом неправильно применены нормы материального права, а его выводы о незаконном бездействии начальника Управления жилищного обеспечения, связанном с непринятием решения о предоставлении заявителю жилищной субсидии, не соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем принятое им решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Нигаматулину в удовлетворении его заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьями 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 17 августа 2015 г. по заявлению Нигаматулина Олега Талгатовича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Нигаматулину О.Т. отказать.
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Е.А. Елшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.