Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Воронина А.Н. к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам действующего законодательства, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Возложить обязанность на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики предоставить Воронину А.Н. жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам действующего законодательства".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,
установила:
Воронин А.Н. обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности представить ему благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным нормам действующего законодательства.
Требования мотивированы тем, что Воронин А.Н. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Воронин А.Н. зарегистрирован и проживает в квартире N "адрес", так же в данной квартире проживают: Н.Н., А.Н., Н.А. Постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 11.08.2014 г. заявитель включен в списки очередности "Малоимущие" с 01.07.2014 г. Однако, несмотря на то, что Воронин В.Н. имеет право на внеочередное обеспечение жильем по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, до настоящего времени ему не предоставлено соответствующее изолированное жилое помещение, что свидетельствует о нарушении его жилищных прав.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28 мая 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Калининского района г. Чебоксары, Министерство финансов РФ и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республики.
Истец Воронин А.Н., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, реализовав свои процессуальные права через участие представителя Питерова В.Н.
Представитель Воронина А.Н. Питеров В.Н. поддержал иск по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь привел их суду и просил исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что Воронин А.Н. членом одной семьи с зарегистрированными и проживающими А.Н., Н.А. и бывшей супругой А.Н. не является.
Представитель администрации г. Чебоксары Павлова А.Н. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что право истца на внеочередное предоставление жилого помещения она не оспаривает, однако, считает, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди приведет к нарушению прав и законных интересов иных лиц, обладающих аналогичным правом на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Третьи лица администрация Калининского района г. Чебоксары, Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем ответчика администрации г. Чебоксары Павловой А.Н. по мотиву нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В жалобе заявитель указывает на то, что обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям органов государственной власти. Возложение на муниципальное образование отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда возможно только при соответствующем финансовом обеспечении этих отдельных государственных полномочий. Поскольку в ходе рассмотрения дела факт наделения муниципального образования - города Чебоксары государственными полномочиями по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями по договорам социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета не был установлен, правовых оснований для предоставления Воронину А.Н. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда не имеется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные в интересах Воронина А.Н. требования, суд исходил из того, что в рассматриваемой ситуации имеется необходимая совокупность обстоятельств, наличие которых является обязательным для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, пункт 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 настоящего Кодекса Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 11 августа 2014 года N Воронин А.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в списки "Малоимущие" под N, по состоянию на 01 мая 2015 года номер в указанном списке - "данные изъяты".
Согласно медицинского заключения подкомиссии N врачебной комиссии от 22 января 2014 года N имеющееся у Воронина А.Н. психическое расстройство входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих им, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 (код заболевания "данные изъяты").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Воронин А.Н. зарегистрирован и проживает в квартире N "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., совместно с дочерью А.Н., внуком Н.А., бывшей супругой А.Н.
Исследовав материалы дела, исходя из взаимоотношений проживающих в квартире лиц, ведения отдельного хозяйства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец и проживающие в указанном жилом помещении А.Н.,Н.А. и А.Н. членами одной семьи не являются.
Размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего в квартире N "адрес", составляет "данные изъяты" кв.м., т.е. менее учетной нормы по г.Чебоксары, что свидетельствует о нуждаемости истца в жилом помещении.
Также установлено, что у Воронина А.Н. иного жилого помещения занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности не имеется.
Принимая во внимание, что органом местного самоуправления Воронин А.Н. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признан малоимущим, страдает тяжелой формой хронического заболевания, проживает в жилом помещении, занятой несколькими семьями, иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет, правомерно и обоснованно руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и возложил на администрацию города Чебоксары обязанность предоставить Воронину А.Н. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлен факт наделения города Чебоксары государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями социального найма с одновременным предоставлением субвенций за счет средств соответствующего бюджета, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, в связи с чем Воронин А.Н., в том числе и как малоимущий, не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением в том порядке, который гарантирован федеральным законодателем, то есть на предоставление ему жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Поэтому утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что предоставление Воронину А.Н. жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, не может быть принято во внимание ввиду неправильного толкования данных норм (части 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба также не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 07 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.