Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Ивановой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации "сельское поселение" о признании незаконным бездействия по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, возложении обязанности определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения, поступившего по апелляционной жалобе ответчика администрации "сельское поселение" на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 25 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
установила:
Заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации "сельское поселение" о признании незаконным бездействия по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, возложении обязанности определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения. В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией "сельское поселение" требований природоохранного законодательства при подаче населению питьевой воды было выявлено, что ответчиком не определена до настоящего времени гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения. По результатам проверки 22 июня 2015 года в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, однако выявленные нарушения не устранены, меры к их устранению не приняты. Постановлением администрации "сельское поселение" N от 5 мая 2014 года утверждена схема водоснабжения и водоотведения поселения. На территории сельского поселения расположены 6 скважин, используемых для водоснабжения населения. По данным федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (водхоз) в 2014 году администрацией сельского поселения из подземных источников забрано и использовано на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 0,06 млн. куб.м воды. В связи с тем, что не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения, то источники водоснабжения эксплуатируются с нарушением требований санитарного законодательства. Полагал, что отсутствие гарантирующей организации влечет за собой бесконтрольность за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно -эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку. Бездействие ответчика по определению гарантирующей организации затрагивает интересы неопределенного круга лиц, может повлечь нарушение прав граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества. Просил признать незаконным бездействие администрации "сельское поселение" по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения; возложить на ответчика обязанность определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора ЕвдокимовЕ.Н. требования заявления поддержал по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации "сельское поселение" РомановМ.М. требования прокурора не признал, полагая, что сельская администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Объяснил, что четыре водонапорные башни были переданы по актам от 1 июня 2005 года в собственность " ... " района Чувашской Республики.
Представитель третьего лица Территориального отдела "Управления" ВертиноваН.И. полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица "Министерство" в судебном заседании не участвовал. В представленном в ходе разбирательства дела отзыве представитель "Министерство" полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 25 сентября 2015 года постановлено:
"Иск заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации "сельское поселение" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации "сельское поселение" по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения.
Обязать администрацию "сельское поселение" определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.".
На указанное решение суда от 25 сентября 2015 года ответчиком подана апелляционная жалоба по мотивам незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что администрация сельского поселения не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как в силу ст.6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определение гарантирующей организации на территории сельских поселений входит в полномочия органов местного самоуправления муниципального района, то есть районной администрации.
Ответчик извещен о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился.
Прокурор - помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третьи лица извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, представители в суд не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и прокурора, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п.4.3 ч.1).
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции Федерального закона, действующей с 1 января 2013 года) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Согласно п.2 ч.1 ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N485-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из положений п.4 ч.1, ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, не оспаривалось ответчиком, на территории "сельское поселение" имеется 6 скважин, из которых 2-недействующие, 4 скважины находятся в муниципальной собственности " ... " района; бесхозяйных скважин не имеется. В четырех деревнях поселения ( "Деревня_1", "Деревня_2", "Деревня_3", "Деревня_4") имеется централизованная система водоснабжения. Гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения не имеется.
С 1 июня 2005 года здания водонапорных башен в дер. "Деревня_1" (1965 года постройки), дер. "Деревня_4" (1968 года постройки), дер. "Деревня_3" (1971 года постройки), дер. "Деревня_2" (1980 года постройки) находятся на балансе администрации "сельское поселение" (акты приема-передачи от 1 июня 2005 года).
В 2014 году администрацией "сельское поселение" из подземных источников забрано и использовано на питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 0,06 млн. куб. м воды.
В результате проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения администрацией "сельское поселение" природоохранного законодательства при подаче населения питьевой воды установлено нарушение администрацией сельского поселения требований действующего законодательства, вынесено представление об их устранении от 22 июня 2015 года.
Таким образом, учитывая положения ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.2, 6, 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст.8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике", фактические обстоятельства дела, представленные доказательства и установив бездействие администрации "сельское поселение" в части неустановления гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения, суд законно и обоснованно удовлетворил требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что администрация сельского поселения не является надлежащим ответчиком, судебная коллегия отклоняет, поскольку ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" с учетом положений Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" определение для централизованной системы холодного водоснабжения поселения гарантирующей организации на территории сельского поселения относятся к вопросам местного значения сельского поселения, относятся к полномочиям его органов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и, соответственно, для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации "сельское поселение" на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 25 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.