Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Савелькиной Г.О., Александровой А.В.,
при секретаре Ильиной Т.А.,
с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Волкова Д.В. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению Волкова Д.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, поступившее по апелляционной жалобе администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Савелькиной Г.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Волкова Д.В. к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по включению Волкова Д.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проверки по обращению Волкова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, было установлено, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, страдает отставанием в интеллектуальном развитии, в связи с чем воспитывался в РГОУ "данные изъяты", в последующем в период с 1992 года по 2002 год находился на полном государственном обеспечении в КС(к)ОУ "данные изъяты" после чего до 30 июня 2000 года обучался в ФГОУ "данные изъяты" п. Вурнары Вурнарского района Чувашской Республики. После окончания данного училища он неоднократно обращался в администрацию Ибресинского городского поселения по вопросу предоставления жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, однако в постановке на учет ему было отказано.
В соответствии со ст. 61 КоБС РСФСР, действовавшей до 01 марта 1996 года, на момент нахождения Волкова Д.В. в КС(к)ОУ "данные изъяты" защита законных прав и интересов несовершеннолетних детей возлагалась на органы опеки и попечительства. Несмотря на возложенные законом на указанный орган опеки и попечительства обязанности, администрация не приняла должных мер по постановке Волкова Д.В. на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения совершеннолетнего возраста с целью предоставления жилья.
Сотрудниками КС(к)ОУ "данные изъяты" Волкову Д.В. не разъяснялось его право на внеочередное получение жилого помещения. Выполняя функции законного представителя несовершеннолетнего, учреждение меры по постановке Волкова Д.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не предприняло. В результате бездействия сотрудников образовательного учреждения и органов местного самоуправления Волков Д.В. после окончания образовательного учреждения оказался не обеспечен жилым помещением, в связи с чем был вынужден вселиться в жилое помещение по адресу: "адрес", которое ему официально не предоставлялось, располагалось в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не соответствовало требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым для проживания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики, выразившееся в необеспечении Волкова Д.В. жилым помещением, незаконным, возложить на администрацию обязанность по включению Волкова Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений.
В судебном заседании районного суда помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Макеев П.И. иск поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Истец Волков Д.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель администрации Ибресинского района Чувашской Республики Шестеринова С.В. исковые требования не признала по мотиву необоснованности, ссылаясь на то, что в настоящее время Волкову Д.В. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлена квартира по договору социального найма жилого помещения.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2015 года постановлено: исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ибресинского района Чувашской Республики, выразившееся в необеспечении Волкова Д.В. жилым помещением, незаконным и возложить на администрацию Ибресинского района Чувашской Республики обязанность включить Волкова Д.В. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное решение обжаловано администрацией Ибресинского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Ибресинского района Чувашской Республики Лукиной Е.Н., поддержавшей жалобу, истца Волкова Д.В. и прокурора Овчинниковой Н.А., возражавших против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), в абзаце 4 статьи 1 и пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) был закреплен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при отсутствии у них закрепленного жилого помещения.
Положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 14.7 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий Чувашской Республики, передаваемых в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 настоящего Закона, между бюджетами муниципальных районов и городских округов осуществляется пропорционально количеству граждан, имеющих право на получение специализированных жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера этих средств, в размере 33 квадратных метров в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, и объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Из материалов дела следует, что Волков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители от него отказались, имеет отставание в интеллектуальном развитии, в связи с чем воспитывался в РГОУ "данные изъяты", в последующем в КС(к)ОУ "данные изъяты", после чего обучался в ФГОУ "данные изъяты" п. Вурнары Чувашской Республики, которое окончил в июне 2002 года. После окончания учебного заведения Волков Д.В. не был обеспечен жилым помещением, в связи с чем с помощью знакомых вселился и 17 декабря 2009 года зарегистрировался по месту жительства в квартире N, расположенной в бараке по адресу: "адрес", который впоследствии сгорел. По указанной причине администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики ему было предоставлено по договору найма от 12 мая 2014 года жилое помещение общей площадью 14,9 кв.м по адресу: "адрес".
В возрасте 24 лет 03 месяцев Волков Д.В. устно обращался в администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики с просьбой о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, ему было отказано в постановке на такой учет. На тот момент он был зарегистрирован в квартире по адресу: "адрес", площадью 13, 5 кв.м, которая впоследствии сгорела, в связи с чем администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Волкову Д.В. предоставлено жилое помещение общей площадью 14,9 кв.м по договору социального найма от 12 мая 2014 года.
Установив указанные выше обстоятельства, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, районный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Принимая данное решение, суд исходил из того, что Волков Д.В. устно обращался в администрацию Ибресинского района Чувашской Республики по вопросу постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота в возрасте 24 года 03 месяца, однако администрация Ибресинского района Чувашской Республики не приняла должных мер по постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по причине его обращения после достижения 23-летнего возраста, при этом не учла, что он с рождения имеет недостатки в развитии, не позволяющие ему в должной мере отстаивать свои права в инстанциях, в том числе, по вопросу получения необходимого для проживания жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств и совокупности представленных доказательств.
Разрешая исковые требования, районный суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Собрания депутатов Ибресинского городского поселения от 10 февраля 2006 года утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории Ибресинского городского поселения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере не более 12 кв.м общей площади на одного человека, Волкову Д.В. предоставлено благоустроенное жилое помещение площадью 14,5 кв.м, в связи с чем он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения.
Судебная коллегия полагает, что поскольку истец обращался за предоставлением ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и не был обеспечен жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, он сохраняет свое право на получение жилого помещения до момента его фактического предоставления.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу администрации Ибресинского района Чувашской Республики на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: Г.О. Савелькина
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.