судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Терехиной Л.В.,
судей Бабаняна С.С., Мананниковой В.Н.
при секретаре Зимняковой Н.Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Фомина Ю.Д. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 октября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Фомина Ю. Д. к Администрации г. Пензы об оспаривании отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны отказать.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
Фомин Ю.Д. обратился в суд с иском, в котором просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований указал, что является инвалидом "данные изъяты" группы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей. Согласно имеющемуся у него удостоверению, выданному УВД Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ, он имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах". Он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом как инвалиду Отечественной войны, поскольку принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Ответчик в удовлетворении заявления отказал, полагая, что он должен был встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ, должен быть признан малоимущим, а также доказать свой статус инвалида Отечественной войны, что считает незаконным.
В судебном заседании Фомин Ю.Д. и его представитель по доверенности Кочетков М.И. заявленные требования уточнили. Просили признать отказ администрации г. Пензы в признании Фомина Ю.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию г. Пензы признать Фомина Ю.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны. В обоснование сослались на обстоятельства, изложенные в иске.
Ответчик иск не признал.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Фомин Ю.Д. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, доводы, положенные в обоснование исковых требований.
Фомин Ю.Д., его представитель Кочетков М.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Фомин Ю.Д. проходил службу в органах внутренних дел и является инвалидом "данные изъяты" группы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ ФЭО УВД Пензенской области Фомину Ю.Д. выдано удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Согласно вышеназванному удостоверению истец вправе претендовать на меры социальной поддержки, установленные ст.14 Федерального закона "О ветеранах".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" с заявлением, в котором просил передать вместе с предоставленным в ДД.ММ.ГГГГ пакетом документов прилагаемое к заявлению заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся улучшении жилищных условий и постановке на учет как лица, имеющего статус инвалида Великой Отечественной войны.
ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление МКУ "Департамент ЖКХ г. Пензы" было направлено начальнику отдела распределения муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ N администрация г. Пензы разъяснила истцу порядок обеспечения жильем граждан из числа инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и малоимущих граждан.
Статьей 1 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, инвалидам боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены разные основания для обеспечения жильем инвалидов Великой Отечественной войны и лиц по льготам, приравненным к ним. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на внеочередное получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а реализация права на получение жилья лицами, приравненными по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, ставится в зависимость от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, т.е. в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, они обеспечиваются жильем на общих основаниях.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходит из того, что истец участия в Великой Отечественной войне не принимал, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ истец не состоял, в связи с чем его обеспечение жильем должно производиться в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия с указанными выводами районного суда соглашается, поскольку они соответствуют фактически обстоятельствам дела, сделаны с учетом положений вышеприведенных норм законодательства.
Истец непосредственным участником событий Великой Отечественной войны не является. Исходя из смысла положений статьи 4 Федерального закона "О ветеранах", истец относится к категории инвалида боевых действий.
То обстоятельство, что инвалиды боевых действий по ряду мер социальной поддержки приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в то же время не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Обеспечение жильем этой категории лиц регламентируется положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которым инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны рассмотренным судом первой инстанции, сводятся к иному, чем приведено выше, толкованию указанных норм законодательства и являются ошибочными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомина Ю.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.