Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Е.С. Жельнио,
судей: О.М. Шиловой, Ю.В. Моргунова
при секретаре М.С. Носаль
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2015 года гражданское дело по иску Никитина А. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, обязании принять на учет и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения представителя истца Шляхова В.А., представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Червенко К.Г., судебная коллегия
установила:
Никитин А.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять на учет и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части N, Приморского края. 26.11.2010 г. был уволен с военной службы по состоянию здоровья, 25.06.2010 г. - исключен из списков личного состава войсковой части. На момент увольнения его выслуга лет в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составила 20 лет 7 месяцев. 03.11.2004 г. в связи с прохождением военной службы был обеспечен служебным жилым помещением по "адрес". 21.04.2015 г. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако, 15.06.2015 г. получил отказ, поскольку не заявил о своих правах до исключения из списков личного состава. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", считает данный отказ незаконным, поскольку был уволен с военной службы по основаниям и с выслугой лет, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, и на момент увольнения не был обеспечен жилым помещением по нормам действующего законодательства.
Просил признать за ним право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства в г. Уссурийске Приморского края, на состав семьи 4 человека, включая его самого, жену ФИО1, детей ФИО2, ФИО3; возложить на ответчика обязанность включить его и членов его семьи в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по избранному месту жительства: г.Уссурийск, Приморского края, с даты подачи заявления 21.04.2015 г..
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 07 сентября 2015 года исковые требования Никитина А.А. удовлетворены: за Никитиным А.А. признано право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещениий, предоставляемых по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства в г. Уссурийске Приморского края составом семьи 4 человека. На ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность принять Никитина А.А. на учет нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства в г.Уссурийске Приморского края составом семьи 4 человека, включая Никитина А.А., его жену ФИО1, детей ФИО3, ФИО2, с даты подачи заявления - с 21.04.2015 г..
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Востокрегионжилье" просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального права, неполноту исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание, что на момент увольнения Никитина А.А. с военной службы в собственности его жены имелись жилые помещения общей площадью 82,5 кв.м., которые должны были учитываться при решении вопроса о признании истца на момент увольнения нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по избранному истцом месту жительства - в г. Уссурийске составляла 9 кв.м ... В данном случае, ввиду обеспеченности Никитина А.А. и членов его семьи жилыми помещениями по нормам жилищного законодательства, у истца не возникло право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства. Тот факт, что Никитин А.А. 10.03.2002 г. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, не является основанием полагать, что истец также был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Никитин А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" - Червенко К.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Шляхова В.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.11.2009 г. Никитин А.А. был уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, с 26.06.2010 г. исключен из списков личного состава войсковой части N, его выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 7 месяцев, в льготном - 29 лет 11 месяцев.
Согласно справке начальника отдела военного комиссариата Приморского края по городу Уссурийску от 07.04.2015 г. сведений о забронированной жилой площади на территории РФ, получении жилищного сертификата, субсидий на покупку и строительство жилья, об участии в приватизации жилья в личном деле Никитина А.А. нет.
21.04.2015 г. Никитин А.А. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о признании нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
15.06.2015 г. ФГКУ "Востокрегионжилье" истцу было отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения ввиду обращения с заявлением после исключения из списков личного состава.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Никитина А.А., при этом исходил из того, что право Никитина А.А. на получение жилого помещения по избранному им после увольнения месту жительства, как военнослужащего, имеющего соответствующую выслугу лет и не обеспеченного жилым помещением по договору социального найма, не может быть поставлено в зависимость от даты его обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, поскольку возникло у него в период прохождения военной службы и не было реализовано в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Никитин А.А. был признан нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы. Ответчик, предоставив истцу служебное жилое помещение, снял его с очереди на получение жилья и исключил из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, вместе с тем, предоставление истцу служебного жилого помещения в закрытом военном городке не свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением, соответственно, не являлось основанием для снятия его с очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. Наличие у жены Никитина А.А. в собственности жилья, не является основанием для отказа в реализации права истца на получение жилого помещения по избранному им месту жительства, поскольку подлежит принятию во внимание при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, что не является предметом данного спора.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В рапорте Никитина А.А. об увольнении в запас на имя командующего войсковой части от 23.10.2009 г., листе беседы от 23.10.2009 г. истец указал, что он и члены семьи не обеспечены жилой площадью, документы на ГЖС будут оформлены им до ноября 2009 г., избранным местом жительства указал г. Владивосток.
ФИО1 является супругой Никитина А.А., брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. От данного брака Никитины имеют детей: ФИО2, ФИО3.
03.11.2004 г. Никитину А.А. и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение по "адрес", расположенное в закрытом военном городке N. Никитины по указанному адресу зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялась с регистрационного учета, и вновь встала на учет ДД.ММ.ГГГГ, что следует из поквартирной карточки.
В тоже время из материалов дела усматривается, что супруге истца - ФИО1 на праве собственности принадлежали: с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок и жилой дом, общей площадью 42 кв.м. по "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ часть жилого дома, площадью 40,5 кв.м. и земельный участок по "адрес". Затем, ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, право собственности ФИО1 на данные объекты недвижимости было прекращено в связи с их отчуждением ФИО4 на основании договоров купли-продажи.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Дальневосточного округа (по личному составу) N от 26.11.2009 г. Никитин А.А. при увольнении с военной службы в отставку обеспечен жильем по последнему месту жительства.
С момента увольнения с военной службы до настоящего времени истец и члены его семьи на постоянное место жительство в другой населенный пункт из г. Уссурийска, Хабаровского края не выезжали.
Согласно сведениям, представленным администрацией Уссурийского городского округа Приморского края от 18.05.2015 г., Никитин А.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (общегородская очередь), а также по категории "военнослужащие, уволенные в запас" в администрации Уссурийского городского округа не состоят.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемые по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и не обеспеченные жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст. 51 ЖК РФ).
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Таким образом, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства.
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание гражданином постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также не содержит положений, позволяющих при наличии имеющихся в собственности увольняемого в запас военнослужащего (по определенным основаниям) квартиры или индивидуального жилого дома, признавать нуждающимся в улучшении жилищных условий, без учета установленных социальных норм жилой площади.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт "а" пункта 10 указанных Правил допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
На момент увольнения с военной службы, члену семьи Никитина А.А. - ФИО1 на праве собственности принадлежало жилье общей площадью 82,5 кв.м., следовательно, истец и члены его семьи были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы, установленной как в г. Владивостоке (13 кв.м. общей площади на одного человека), так и в г. Уссурийске (9 кв.м. общей площади на одного человека), и не были признаны нуждающимися в жилом помещении либо улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и принимая во внимание установленные обстоятельства, у суда не имелось оснований для признания за Никитиным А.А. права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства, и возложении на ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по принятию Никитина А.А. и членов его семьи на учет.
Также не подлежит удовлетворению требование Никитина А.А. о возложении на ответчика обязанности включить его в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, поскольку согласно п.п. 1, 3, 5, 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, в данный реестр подлежат включению военнослужащие, имеющие в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, подавшие во время прохождения военной службы заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением соответствующих документов, признанные уполномоченным органом нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и принятые учет. Никитин А.А. в настоящий момент не является военнослужащим, им не представлено доказательств, свидетельствующих о его обращения в период прохождения военной службы в специализированный орган Министерства обороны РФ с заявлением о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, признании его нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принятии учет.
Выводы суда о том, что Никитин А.А. в период прохождения службы был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, незаконно был снят с очереди на получение жилья и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий - не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела - скриншота из автоматизированной базы данных всех КЭЧ районов Военного восточного округа Министерства обороны РФ на 2011 г., Никитин А.А. 10.03.2002 г. был поставлен на учет для предоставления служебного жилого помещения, снят с учета 20.12.2004 г. в связи с получением служебного жилья. За истцом значатся две служебных квартиры - по "адрес", которые не сданы. В указанном документе не содержаться сведений о постановке истца на учет нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, других доказательств в материалы дела истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не было представлено.
На основании изложенного решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 сентября 2015 года на основании п.п. ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Никитина А.А..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 03 июля 2015 года по делу по иску Никитина А. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, обязании принять на учет и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Никитина А. А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, обязании принять на учет и включить в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма отказать.
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Председательствующий: Е.С. Жельнио
Судьи: Ю.В. Моргунов
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.