Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего Чемякиной И.А.
судей Волошиной Е.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Солоха А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2015 года дело по иску Раевской Е. А., Раевского М. А., действующих за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии N от 19.06.2015 года об отказе семье в перечислении денежных средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии N от 17 июля 2015 года об исключении семьи из списка молодых семей претендентов на получение социальных выплат, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, продлить срок действия свидетельства до рассмотрения гражданского дела по существу и вступления решения по нему в законную силу, и перечислить денежные средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения по свидетельству N в размере "данные изъяты", по апелляционной жалобе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя Раевской Е.А., Раевского М.А. - Коцебук С.В., Представителя Министерства строительства Хабаровского края Губиной И.Е.,
УСТАНОВИЛА:
Раевская ЕА., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии от 24.06.2015 года об отказе ее семье в перечислении денежных средств в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и перечислить ей денежные средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения по свидетельству N в размере "данные изъяты". В обосновании заявленных требований указала, что ее семья как нуждающаяся в жилом помещении была включена в список молодых семей-участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Солнечном районе в 2011-2015 годах", в результате чего им выдано свидетельство N на предоставление социальной выплаты в размере "данные изъяты" со сроком действия до 14.07.2015 года. В связи с отсутствием в "адрес" жилья более 70 кв.м. (что необходимо ее семье), ДД.ММ.ГГГГ ими были приобретены две квартиры по договору купли-продажи общей площадью 93,2 кв.м. в общую долевую собственность на всех членов семьи каждая. Однако в перечислении денежных средств по свидетельству, в адрес продавцов, ответчиком было отказано приобретения их семьей не одного, а двух жилых помещений. Считает, что отказ в предоставлении социальной выплаты лишает семью права на улучшение жилищных условий.
Определением Солнечного районного суда Хабаровского края от 05.08.2015 года Раевский М.А. признан третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, о признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии от 24.06.2015 года об отказе семье Раевских в перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении на ответчика обязанности перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения по свидетельству N в размере "данные изъяты" на банковский счет, открытый на его имя, его иск принят для самостоятельного рассмотрения с требованиями Раевской Е.А., к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства Хабаровского края.
Раевская Е.А. и Раевский М.А. в ходе судебного разбирательства увеличили исковые требования и просили суд признать незаконным решение муниципальной межведомственной комиссии от 19.06.2015 года об отказе их семье в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности продлить срок действия свидетельства до рассмотрения данного гражданского дела по существу и вступления решения в законную силу.
Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 15.09.2015 года исковые требования удовлетворены частично. Решение муниципальной межведомственной комиссии администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края N от 19.06.2015 года в части отказа семье Раевских в перечислении социальных выплат на приобретение жилого помещения в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края в 2011-2015 годах" и программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и N от 17.07.2015 года в части исключения семьи Раевских из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2014 году по Солнечному району Хабаровского края признаны незаконными.
На администрацию Солнечного муниципального района Хабаровского края возложена обязанность перечислить социальную выплату по свидетельству N в размере "данные изъяты" за счет средств районного бюджета на банковский счет N, открытый на имя Раевского М.А. в структурном подразделении N филиала Дальневосточного банка ОАО "Сбербанк России", для оплаты по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ФИО4 и Раевским М.А., Раевской Е.А., действующий от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, квартиры по "адрес" и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО5, ФИО6 и Раевским М.А., Раевской Е.А., действующих от своего имени и от имени несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, квартиры расположенной по "адрес". В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края Круглов А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом не верно применены нормы материального права, а именно вывод суда о том, что муниципальная целевая программа и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года" не содержит положений, запрещающих молодым семьям приобретать несколько жилых помещений на сумму социальной выплаты, не соответствует требованиям действующего законодательства. Семьей Раевских приобретены две квартиры, которые не соответствуют условиям федеральной программы, поскольку имеют меньшую общую площадь, чем 70 кв.м. Доводы истцов об отсутствии на территории "адрес" жилых помещений с общей площадью не менее 70 кв.м. не могут являться основанием для предоставления социальной выплаты, поскольку данная семья могла приобрести жилое помещение надлежащей площади на территории субъекта РФ, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Раевская Е.А., Раевский М.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства Хабаровского края просят апелляционную жалобу удовлетворить, а решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе заявленных требований в полном объеме. Доводы, изложенные в возражениях, аналогичны доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что согласно уведомлению от 09.09.2014 года N семья Раевских была включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 г. по Хабаровскому краю в Солнечном муниципальном районе в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.
14.10.2014 года молодой семье в составе: Раевского М.А. - супруг, Раевской Е.А. - супруга, ФИО1, ФИО2, ФИО3 - дети, выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилья N, на сумму "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и Раевским М.А., Раевской Е.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 был заключен договор купли-продажи квартиры расположенной по "адрес". Согласно договору купли-продажи данная квартира приобретена в общую долевую собственность, каждому по 1/5 доли квартиры, жилого помещения, общей площадью 53 кв.м. Цена квартиры составила "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5, ФИО6 и Раевским М.А., Раевской Е.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 был заключен договор купли-продажи квартиры по "адрес". Согласно договору купли-продажи данная квартира приобретена в общую долевую собственность, каждому по 1/5 доли квартиры, жилого помещения, общей площадью 42,2 кв.м. Цена квартиры составила "данные изъяты".
Согласно протоколу N от 19.06.2015 года заседания муниципальной межведомственной комиссии по назначению социальных выплат за счет средств районного бюджета на приобретение (строительство) жилья в рамках муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в солнечном муниципальном районе Хабаровского края в 2011-2015 годах", семье Раевских отказано в перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилья, ввиду не соответствия ни одного из приобретаемых жилых помещений условиям федеральной и муниципальной программ, поскольку имеют меньшую общую площадь. Приобретение нескольких жилых помещений за счет средств социальной выплаты не предусмотрено условиями программ.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания не действительным решения муниципальной межведомственной комиссии N от 19.06.2015 года в части отказа семье Раевских в перечислении социальных выплат на приобретение жилого помещения в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края в 2011-2015 годах" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы, суд первой инстанции исходил из того, что семья Раевских вправе была приобрести несколько жилых помещений на сумму социальной выплаты, поскольку указанные программы направлены на улучшение жилищных условий и не содержат положений, запрещающих приобретение нескольких жилых помещений, что и произошло в данном случае, а именно семьей Раевских реализовано имеющееся у них право на улучшение жилищных условий, гарантированных программами.
Выводы суда первой инстанции являются верными, должным образом мотивированными, основанными на законе, соответствующими правильно установленным обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным Постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила).
Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в настоящее время реализуются путем предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года.
В подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" разработаны Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использование таких выплат.
В соответствии с п. 32 Правил, социальные выплаты могут использоваться для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения, как на первичном рынке жилья или создания объекта, индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.
Согласно п.53 Постановления Правительства "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" от 21.03.2006 N 153 (далее Правил) распорядитель счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 55 Правил распорядитель счета для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение срока действия договора банковского счета представляет в банк по месту приобретения жилого помещения договор банковского счета, договор (договоры) купли-продажи жилого помещения с регистрационными надписями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о регистрации указанного договора (далее - договор купли-продажи), и свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения). Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата. При приобретении 2 и более жилых помещений собственники в отношении каждого жилого помещения определяются по договоренности членов его семьи. Из указанного положения прямо следует вывод о возможности приобретения участниками программы не одного, а нескольких жилых помещений.
Установив, что в настоящее время квартиры оформлены в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата, в договоре купли-продажи жилого помещения указаны необходимые реквизиты сертификата и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании договора купли-продажи, суд пришел к правильному выводу, что владельцем сертификата и распорядителем счета Раевским Е.А. выполнены все необходимые условия, предусмотренные Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а поэтому отказ в перечислении денежных средств социальной выплаты в счет оплаты указанных им договоров купли-продажи являлся незаконным.
Кроме того отказ в выдаче денежных средств истцу на оплату состоявшейся сделки прямо противоречит конституционному принципу защиты непосредственно действующих прав человека, определяющих смысл, содержание деятельности в рассматриваемом деле органов местного самоуправления, формирующего список молодых семей, получателей социальной выплаты. Отказ в выдаче социальной выплаты влечет возможность продавца, не получившего денежные средства за проданное имущество, требовать расторжения сделки в связи с нарушением существенных условий договора, тем самым будут нарушены права не только Раевской Е.А. и Раевского М.А. но и их несовершеннолетних детей.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется. Решение основано на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2015 года по иску Раевской Е. А., Раевского М. А., действующих за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии N от 19.06.2015 года об отказе семье в перечислении денежных средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании незаконным решения муниципальной межведомственной комиссии N от 17 июля 2015 года об исключении семьи из списка молодых семей претендентов на получение социальных выплат, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем перечисления денежных средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения по свидетельству N в размере "данные изъяты" - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Чемякина И.А.
Судьи Волошина Е.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.