Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Чемякиной И.А.,
судей Волошиной Е.В., Иском Е.П.
при секретаре Евсеенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Адилханова А. Р. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации г.Хабаровска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Хабаровска на решение Хабаровского краевого суда от 08 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., выслушав пояснения представителя администрации г.Хабаровска Яблонской Л.А., представителя Правительства Хабаровского края Кан С.Д., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Усова А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Адилханов А.Р. обратился в суд с административным иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований с учетом дополнений, указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 13 620 кв.м, расположенного по "адрес". В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014г. N по состоянию на 01.01.2012г. кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "данные изъяты" на основании массовой оценки земель в крае, что не соответствует ее рыночной стоимости. В случае превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной нарушаются права истца как собственника земельного участка и плательщика налога. Согласно отчета об оценке и экспертному заключению, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 г. определена в размере "данные изъяты".
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 11.08.2015г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Хабаровского края, администрация г.Хабаровска, Управление Росреестра по Хабаровскому краю.
Решением Хабаровского краевого суда от 08.10.2015г. требования Адилханова А.Р. удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 13 620 кв.м, расположенного по "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2012г. на период с 01.01.2015г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает на то, что отчет об оценке не может отражать действительную рыночную стоимость земельного участка, поскольку произведен путем анализа данных, не существующих на тот период времени, когда определена кадастровая стоимость земельного участка 01.01.2012г., с учетом характеристик земельного участка на 2012, 2014, 2015 годы. Кроме того, оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки, вместе с тем, из представленного отчета следует, что оценщиком используются данные об объектах недвижимости по состоянию не на 01.01.2012 год. Ссылается на то, что характеристики объектов-аналогов отличаются от характеристик объектов оценки и по площади, и по стоимости. Оценочные зоны объектов-аналогов не соответствуют зоне объекта оценки, объекты-аналоги расположены в иных районах города, часть объектов-аналогов в применяемых подходах с датой предложения не на дату определения кадастровой стоимости, оценщиком использованы цены предложений на рынке купли-продажи, а не на рынке состоявшихся сделок, вид разрешенного использования объектов-аналогов не соответствует виду объекта оценки. В соответствии с п.8 ФСО N датой оценки является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки, с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, в данном случае дата оценки 01.01.2012г., а дата составления отчета 05.03.2015г. Таким образом, представленное истцом положительное экспертное заключение на отчет об оценке не может являться достоверным. Кроме того, суд в соответствии с действующим законодательством вправе назначить судебную экспертизу по собственной инициативе.
Письменных возражений на жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации г.Хабаровска Яблонская Л.А., представитель Правительства Хабаровского края Кан С.Д. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Усов А.М. пояснил, что оснований для отмены решения не имеется.
В суд апелляционной инстанции не явились: Адилханов А.Р., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, не просили об отложении слушания дела, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 66 Земельного Кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений статьи 24.18 указанного Федерального закона к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Судом установлено, что Адилханов А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание склада (лит.А), общая площадь 13 620 кв.м, расположенного по "адрес".
Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии N. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края", кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере "данные изъяты".
Полагая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, и реализуя право, закрепленное частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N135-ФЗ, административный истец представил отчет об оценке земельного участка N от 05.03.2015 года, выполненный оценщиком ООО "Бизнес аудит оценка", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 01.01.2012г. составляет "данные изъяты".
В подтверждение соответствия подготовленного оценщиком отчета N от 05.03.2015г., требованиям Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, представлено экспертное заключение экспертного совета общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 03.04.2015г. N.
Давая оценку представленным доказательствам, в мотивировочной части решения суд пришел к выводу о том, что отчет об оценке в силу пункта 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007г. N (действующего на момент составления отчета), является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, соответствует федеральным стандартам оценки, вследствие чего признан допустимым доказательством.
Судом учитывалось положительное экспертное заключение от 03.04.2015г. N и пояснения оценщика ФИО1, допрошенного в судебном заседании, суд указал, что выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке не противоречат и позволяют скорректировать каждый используемый объект при конструировании модели ценообразования.
Возражая против выводов суда, администрация г.Хабаровска ссылается в апелляционной жалобе на несоответствие отчета N от 05.03.2015г. Федеральному стандарту оценки, на использование некорректных объектов - аналогов, при этом доказательств, опровергающих выводы суда, не представляет.
В силу положений статей 14, части 1 статьи 59, части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, правосудие осуществляется на основе состязательности процесса, поэтому возражая, заинтересованная сторона должна была доказать недостоверность представленных административным истцом сведений об объекте оценки.
Кроме того, исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, по делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Адилхановым А.Р. стоимости земельного участка лежала на административных ответчиках и заинтересованных лицах.
Ссылка в жалобе на несоответствие вида разрешенного использования объектов-аналогов виду объекта оценки, опровергается материалами дела.
В таблице 3.3 Отчета указаны объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости, категория земель указанных аналогов - земли населенных пунктов, назначение данных земельных участков - для размещения промышленных объектов, таким образом, подбор объектов-аналогов соответствует характеристикам объекта оценки.
Согласно отчету N от 05.03.2015г. оценка произведена на 01.01.2012г., использование справочных материалов, показатели которых основаны на анализе цен предложений 2010 - 2011г.г., что соответствует действующему законодательству.
Доводы о необходимости проверки отчета об оценке, судебной коллегией не принимаются во внимание, суд посчитал, что административным истцом доказана достоверность такого отчета, доказательств недостоверности отчета оценщика представлено не было. Назначение судом экспертизы регламентировано статьей 77 КАС РФ, согласно которой в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. При этом согласно материалам дела в ходе судебного разбирательства был допрошен оценщик, который давал пояснения по всем возникшим вопросам. Поскольку сторонами ходатайства о назначении экспертизы не заявлялось, у суда не было оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 08 октября 2015 года по административному исковому заявлению Адилханова А. Р. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Правительству Хабаровского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации г.Хабаровска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: И.А.Чемякина
Судьи: Е.В.Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.