Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Волошиной Е.В., Иском Е.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства 25 декабря 2015 года административное дело по административному иску Позднякова В. С. к администрации г.Хабаровска о признании незаконными заключения межведомственной комиссии N от 22.07.2015 года о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, возложении обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями, по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 07 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Поздняков В.С. обратился в суд с административным иском к администрации г.Хабаровска о признании заключения межведомственной комиссии N от 22.07.2015 года о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В обоснование требований указал, что 22.07.2015 года по его заявлению межведомственной комиссией Администрации г.Хабаровска вынесено оспариваемое им заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N по "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции. С заключением не согласен, поскольку износ здания, 1947 г. постройки, по состоянию на 7.03.2013 г. составлял 71%, из заключения обследовавших дом специалистов ООО "Проектно-строительная компания "Перспектива", следует, что состояние дома критическое, ремонт здания экономически нецелесообразен, в связи с чем, рекомендуется вывести его из эксплуатации в установленном порядке и демонтировать. Заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", а также специалистов ГУ ЧС России о Хабаровскому краю, этого обстоятельства не опровергают, подтверждают несоответствие его требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Просил заключение межведомственной комиссии незаконным, возложит на Администрацию г.Хабаровска обязанность составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями.
Определением суда от 28.10.2015 года исправлены описки в части указания в решении суда номера дома " N" на " N".
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 72 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены. Заключение межведомственной комиссии N от 22.07.2015 года о выявлении оснований для признания многоквартирного дома " N" по "адрес" аварийными и подлежащими реконструкции признано незаконными. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность провести оценку дома на предмет соответствия его установленным в разделе II Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47, требованиям в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска с вынесенным решением не согласна. Указывает, что порядок принятия заключения, установленный Положением, городской межведомственной комиссией при рассмотрении вопроса о проведении оценки дома требованиям, установленным данным Положением, соблюден. И оценка соответствия многоквартирного дома указанным требованиям находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии. Тогда как выводы ООО "ПСК "Перспектива" о необходимости сноса спорного дома носят рекомендательный характер, а решение об экономической целесообразности проведения его реконструкции, вправе принимать только комиссия.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
Принимая во внимание, что стороны надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции в суд не явились, причин уважительности своей неявки не сообщили, их явка не является обязательной и не признана таковой судебной коллегией, руководствуясь ч.7 ст.150 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл. 33 КАС РФ,
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Поздняков В.С. является нанимателем жилого помещения - кв. N в МКД N по "адрес" на основании договора социального найма от 15.04.2013 г.
Заключением межведомственной комиссии N от 22.07.2015 г. выявлены основания для признания указанного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, ввиду нарушения порядка проведения оценки состояния дома, а также необоснованности вывода о возможности реконструкции дома, без оценки его фактического состояния.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права, верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.7 данного Положения межведомственная комиссия создается в целях признании помещения жилым помещением, пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в установленном порядке.В соответствии с пунктом 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки устанавливается пунктом 44 Положения и включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Между тем, процедура оценки жилого дома межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку, несмотря на то, что у межведомственной комиссии имелись заключения, свидетельствующие о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а как следствие всестороннего и полного его обследования, эксперты к участию в заседании комиссии не привлекались, мнение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций при принятии решения межведомственной комиссией не испрашивалось. Вывод межведомственной комиссии о возможности реконструкции дома, изложенный в оспариваемом заключении, не подтвержден каким-либо техническим заключением о целесообразности проведения работ по реконструкции, стоимости таких работ. Данные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемого заключения незаконным.
В материалах дела имеет заключение ООО "Проектно-строительная компания "Перспектива", согласно которому жилой дом N по "адрес" является аварийным и подлежит сносу. Поскольку общее техническое состояние дома оценено как недопустимое. При этом заключение содержит вывод о экономической нецелесообразности ремонта задания ввиду состояния (износа) его основных несущих конструкций, большого объема работ, необходимых для обеспечения безопасного и комфортного пребывания в нем людей, а также рекомендовано вывести здание из эксплуатации в установленном порядке и демонтировать.
Согласно представленного экспертного заключения от 10.03.2015 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", жилой дом N по "адрес" не соответствуют СанПин 2.1.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологических требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п.9.1, 9.2СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Т.е. указанное заключение, подтверждает непригодность указанного жилого дома для проживания людей, и выводы строительной экспертизы не опровергает.
Между тем межведомственной комиссией оценки данному обстоятельству не дано, сведений о возможности и расчетов стоимости восстановительных работ по реконструкции и замене пришедших в негодность конструктивных элементов здания не приведено, а следовательно, вывод межведомственной комиссии о возможности его реконструкции правомерно признан судом первой инстанции неподтвержденным и необоснованным.
Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, суд обосновано признал оспариваемое заключение незаконным и возложил на администрацию г.Хабаровска провести оценку соответствия многоквартирного дома N по "адрес" на предмет соответствия его требованиям, установленным в разделе II Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильной оценке, установленных по делу обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Фактически доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
При разрешении спора, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Оснований, предусмотренных ст.310 КАС РФ, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 7 октября 2015 года по административному иску Позднякова В. С. к администрации г.Хабаровска о признании незаконными заключения межведомственной комиссии N от 22.07.2015 года о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, возложении обязанности составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Иском Е.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.