Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой И.А.,
представителя административного истца ООО "Коммунальные системы" Бейфус О.А., представителя административных истцов ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75", Диденко А.Н., представителя административного истца ООО "ДЦ "Колизей" Крыловой О.В., действующих на основании доверенностей,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края Кривченковой Ю.А., действующей на основании доверенности,
представителей заинтересованного лица ООО "Новая инфраструктура Прикамья" Кожевниковой А.С. и Ананиной О.Г., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению ООО "Коммунальные системы", ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75", ООО "ДЦ "Колизей" к губернатору Пермского края о признании недействующим в части с 01.01.2014 указа губернатора Пермской области от 29 августа 2003 года N 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области",
УСТАНОВИЛ:
29.08.2003 губернатором Пермской области принят указ N 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области", которым утвержден и введен в действие с 01.01.2004 Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области.
Указ в первоначальном виде опубликован в издании "Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", N 11, 12.11.2003, затем с изменениями от 29.04.2010 N 208-п, внесенными Постановлением Правительства Пермского края, опубликован в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" - 04.05.2010, которые вступили в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с 01.01.2014 указа губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области": преамбулы Указа в части слов "систем канализации и"; п. 1 Указа в части слов "в системы канализации"; п. 1.3, п. 1.4, п. 1.4.1 в части слов "за предоставление услуг канализации", п. 1.8, раздел 2 "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области", в связи с их противоречием федеральным законам и принятым в соответствии с ними Постановлениям Правительства Российской Федерации.
В обоснование данного требования административные истцы указали, что оспариваемые нормативные положения с 01.01.2014 не согласуются с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". С указанной даты законодатель разделил плату абонентов за сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на две составляющие: плата за негативное воздействие на водные объекты через централизованные системы водоотведения (регулируется на уровне субъекта РФ); плата за негативное воздействие на сети и сооружения самой системы (регулируется федеральным законодателем). В результате несоответствия указа губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167, в текущей редакции, действующему законодательству, для абонентов централизованной системы водоотведения г. Перми (Пермского края) создаются необоснованные (избыточные) нагрузки, поскольку допускают естественному монополисту - организации водопроводно-коммунального хозяйства ("Водоканал") повторно взимать с абонентов плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, как по указу губернатора Пермской области, так и по федеральному законодательству с 01.01.2014.
Кроме того, Указ N 167 с 01.01.2014 нарушает принцип равенства при взимании платежей за негативное воздействие на окружающую среду для категорий абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки), поскольку указанные абоненты должны платить по методике Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, а абоненты категории "-200 куб.м" платят многократно больше, как по указу губернатора Пермской области N 167, так и по Постановлению Правительства РФ N 644.
С учетом изложенного, административные истцы считают, что оспариваемым в части нормативным правовым актом с 01.01.2014 нарушается их право как субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, относящимся к категории абонентов "-200 куб. метров в сутки", на равное экономическое воздействие, поскольку им начисляется плата за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ со сточных вод, отводимых в централизованную систему коммунальной системы г. Перми, и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В судебном заседании представитель административных истцов ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75" Диденко А.Н. на заявлении настаивал. Представитель административного истца ООО "Коммунальные системы" Бейфус О.А. заявленные требования поддержала. Представитель административного истца ООО "ДЦ "Колизей" Крылова О.В. также настаивала на удовлетворении заявления.
Административный ответчик - губернатор Пермского края просил о рассмотрении дела в его отсутствие, свои возражения относительно заявленных требований изложил в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, привлеченного к участию в деле определением суда от 14.10.2015, указал, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, свои доводы изложил в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае направил в суд заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя, в своих ранее данных пояснениях поддержал заявленные административными истцами требования.
Представители заинтересованного лица ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" административные исковые требования не поддержали по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Заслушав объяснения участвующих в административном деле лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности пунктами "в" и "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях экологической безопасности населения Правительством Российской Федерации издано Постановление от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3). Пунктом 1 которого установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Как следует из преамбулы указа губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167, данный Указ принят в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", защиты систем канализации и водных объектов от воздействия загрязняющих веществ, а также упорядочения взаимоотношений между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами - организациями, имеющими производственные сточные воды.
Обстоятельствами, послужившими основанием для принятия оспариваемых норм являются - правовое регулирование вопросов, связанных с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами, природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.
Оспариваемые нормы содержат следующие положения:
Пунктом 1 Указа утвержден прилагаемый Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области и введен в действие с 01.01.2004 (далее - Порядок).
Пунктами 1.3, 1.4, 1.4.1 и 1.8 указанного Порядка предусмотрено следующее:
- Порядок определяет взаимоотношения между организациями ВКХ и их абонентами по вопросам взимания платы за прием сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов (п. 1.3).
- Плата за сброс сточных вод в системы канализации (далее - плата) является платежом за прием, транспортировку, очистку сточных вод на биологических очистных сооружениях, складирование ила и сброс сточных вод после очистки в водоем-приемник и рассчитывается исходя из количества и качества сбрасываемых сточных вод (п. 1.4).
- Общая сумма платежей за предоставление услуг канализации определяется дифференцированно и складывается из платы за сброс сточных вод в пределах установленных лимитов и нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ и платы за сверхнормативные сбросы сточных вод и загрязняющих веществ (п. 1.4.1).
- Платежи за превышение нормативов сброса сточных вод, взимаемые с абонентов, используются организациями ВКХ в соответствии с действующим законодательством на целевое финансирование мероприятий по развитию и эксплуатации систем канализации населенных пунктов (п. 1.8).
Разделом 2 Порядка установлен порядок определения размеров платежей за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что на основании положений указа губернатора Пермской области N 167 административным истцам производится начисление платы за превышение нормативного сброса загрязняющих веществ со сточными водами и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Таким образом, положения оспариваемого нормативного правового акта субъекта Российской Федерации могут нарушить права, свободы и законные интересы административных истцов.
Нарушений требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия должностного лица на принятие данного нормативного правового акта, его форму и вид, в которых должностное лицо вправе принимать данный акт, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе, правила введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, не допущено.
Так, статьей 13 Закона Пермской области от 17.08.2001 N 1726-301 "Об администрации Пермской области" (пункт "и") к полномочиям администрации области отнесено было, в том числе: проведение в рамках своей компетенции мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи, градостроительства, по охране окружающей среды.
В силу статей 10, 32, 34 Устава (Основного Закона) Пермской области от 06.10.1994 N 88-9, статьи 11 Закона Пермской области от 17.08.2001 предусмотрено, что губернатор области является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Пермской области - администрации области, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области губернатор в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории Пермской области. Согласно статьи 13 Устава Пермской области акты губернатора составляют, наряду с другими документами, систему нормативных правовых актов области.
Изложенные положения Закона Пермской области от 17.08.2001 и Устава Пермской области указывают на то, что глава администрации области, как орган исполнительной власти Пермской области, принимая оспариваемые нормы, не вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В соответствии с указом губернатора Пермской области от 08.08.2001 N 192 "О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора области" первоначальный текст оспариваемого указа был опубликован в "Бюллетене Законодательного Собрания и администрации Пермской области" N 11 от 12.11.2003 и вступил в силу с 01.01.2004.
Федеральным конституционным законом РФ от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 30.06.2005 N 5-ФКЗ) в составе Российской Федерации образован новый субъект РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, с 01.12.2005 Пермская область прекратила свое действие.
Частью 10 статьи 15 Устава Пермского края установлено, что органы государственной власти Пермского края являются правопреемниками органов государственной власти Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.
В настоящее время полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные федеральным законодательством, осуществляют Правительство Пермского края и исполнительные органы государственной власти Пермского края.
В силу части 6 статьи 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 N 10-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" Правительство в рамках своих полномочий вправе изменять либо отменять акты губернатора Пермской области, изданные до 01.12.2005. На основании данной нормы, последние изменения, которые были внесены в указ губернатора Пермской области N 167, внесены постановлением Правительства Пермского края от 29.04.2910 N 208-п "О признании утратившими силу отдельных актов губернатора Пермской области, губернатора Пермского края".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным лицом, в пределах компетенции, в установленной законом форме. Процедура принятия и порядок введения в действие указа губернатора Пермской области N 167, в том числе последующие изменения, внесенные указами губернатора Пермской области от 30.03.2004 N 36, от 04.02.2005 N 17, от 02.11.2005 N 174, постановлением правительства Пермского края от 29.04.2010 N 208-п не нарушены (л.д. 176-256 том 3).
Принимая во внимание, что в настоящее время полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоотведения, обращения с отходами потребления, установленные федеральным законодательством, осуществляют Правительство Пермского края и исполнительные органы государственной власти Пермского края, надлежащим ответчиком в рамках настоящего административного дела является Правительство Пермского края.
Из преамбулы указа губернатора Пермской области N 167 следует, что орган исполнительной власти Пермской области в оспариваемом акте определилмеры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде за превышение нормативов сброса сточных вод.
Указ губернатора Пермской области N 167 принят в целях реализации предоставленных Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.1995) органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области охраны окружающей среды.
Утвержденное Правительством Российской Федерации Постановление от 31.12.1995 N 1310 регулирует порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. При этом абзац 1 пункта 1 названного Постановления (в первоначальной редакции, действующей до 16.01.2015), предусматривал, что при определении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов должны предусматриваться меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, что согласовывалось с положениями статьи 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды", утратившей силу с 01.01.2015, которой к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды было отнесено, в том числе, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду и установление лимитов сбросов загрязняющих веществ.
Определенным этапом в развитии природоохранного законодательства явились существенные преобразования, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанный Закон стал отправным пунктом в кардинальном реформировании не только законодательной базы в области охраны окружающей среды, но и всего механизма государственного управления в области охраны окружающей среды.
Соответствующие изменения рассчитаны на планомерное вовлечение хозяйствующих субъектов в процесс реализации природоохранной политики России в целом посредством установления, с одной стороны, новых требований, ужесточения правовых режимов, повышения коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду, с другой стороны, определения мер и направлений государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.
Так, вступивший в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и с их абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в случае, если последними будут нарушены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, размера и порядка компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4, часть 10 статьи 7).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В пункте 3 Постановления N 644 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2015 N 1101) указано, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" с 01.01.2019 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
При этом Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 в Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 внесены изменения, в абзаце 1 пункта 1 постановления исключены слова "системам канализации и".
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России дает разъяснения по применению положений Правил и вопросов регулирования сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения.
В письме от 03.02.2015 N 2388-ОД/04 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, опубликованном в источнике публикации "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", N 2, 2015, дано разъяснение, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в 2014 году, а также до установления таким абонентам указанных нормативов рекомендуется руководствоваться требованиями пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с учетом изменений, утвержденных Постановлением N 3.
Таким образом, организации, осуществляющие водоотведение, и их абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в течение 2014 года, а также до установления таким абонентам указанных нормативов (до 01.01.2019) руководствуются требованиями пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, и постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310.
Суд не может согласиться с доводами административных истцов в той части, что положения пункта 1 Указа губернатора Пермской области N 167 в части слов "в системы канализации"; пункты 1.3, 1.4, 1.4.1 в части слов "за предоставление услуг канализации", пункт 1.8, раздел 2 "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" не соответствуют положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в частности пункту 10 статьи 7, статьям 26, 27), Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (в частности пунктам 112, 113), положениям пунктов 61, 71 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, Постановлению Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют вопросы защиты систем канализации и водных объектов, допуская дублирование платы за сброс загрязняющих веществ, несоответствующих установленным требованиям к их содержанию, в централизованную систему водоотведения в виде платы за негативное воздействие на работу систем водоотведения и повышенной платы за загрязнение водного объекта через центральные системы водоотведения, которые рассчитываются практически по одной формуле.
Положениями действующего в настоящее время федерального законодательства, абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, до установления таким абонентам указанных нормативов (в том числе в течение 2014 года) руководствуются нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленными в соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, а также вносят организациям, осуществляющим водоотведение, плату за сброс сточных вод с превышением нормативов водоотведения по составу (сбросу) сточных вод в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 (аналогично иным абонентам, в отношении которых органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод).
Указом губернатора Пермской области N 167 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области, положения которого направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при сбросе сточных вод абонента в системы канализации (п. 1), определяют взаимоотношения между организациями ВКХ и абонентами по вопросам взимания платы за прием данных сточных вод (п.1.3). В пункте 1.4 данного Порядка определена структура платы за сброс сточных вод в системы канализации, из которой следует, что плата за сброс является платежом за прием, транспортировку, очистку сточных вод на биологических очистных сооружениях, складирование ила и сброс сточных вод после очистки в водоем-приемник и рассчитывается исходя из количества и качества сбрасываемых сточных вод. При этом общая сумма платежей за предоставление услуг канализации определяется дифференцированно и складывается из платы за сброс сточных вод в пределах установленных лимитов и нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ и платы за сверхнормативные сбросы сточных вод и загрязняющих веществ (п. 1.4.1). Разделом 2 настоящего Порядка установлен порядок определения размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, а также порядок определения платы при сбросе загрязняющих веществ, неразрешенных к приему в системы канализации и залповом сбросе загрязняющих веществ.
Положения действующего федерального законодательства, в частности, Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, возлагают на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по определению порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Определение платы, исходя из количества и качества сбрасываемых сточных вод, является мерой экономического стимулирования абонентов на выполнение требований по охране окружающей среды и представляет собой дифференцированный подход к определению размера такой платы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что пункт 1 указа губернатора Пермской области N 167 в части слов "в системы канализации"; пункты 1.3, 1.4, 1.4.1 в части слов "за предоставление услуг канализации" "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" полностью соответствуют закрепленным в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 положениям, согласно которым органы исполнительной власти субъектов РФ определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Содержание пункта 1.8 Порядка взимания платы, утвержденного указом губернатора N 167, соответствует положениям абзаца 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, которым определено, что средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, перечисляются в порядке, установленном законодательством РФ. Ни Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, ни иные положения федерального законодательства не содержат норм, регламентирующих целевое расходование средств. Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 издано в целях экологической безопасности населения и прекращения загрязнения бассейнов рек и озер и направлено на стимулирование деятельности промышленных предприятий в части строительства локальных очистных сооружений, в связи с чем направление собранных с абонентов средств за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на целевое финансирование мероприятий по развитию и эксплуатации систем канализации населенных пунктов, соответствует цели законодательного регулирования - улучшение качества очистки сточных вод.
Судом не установлено оснований для выводов о том, что раздел 2 Порядка, не соответствует положениям федерального законодательства, поскольку данным разделом методика дублирует положения раздела VII Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, создавая условия для двойного взимания платы с абонентов, и не учитывает Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.
Доводы административных истцов основаны на неверном толковании норм федерального законодательства. Как было указано выше, Постановление Правительства РФ от 31.121995 N 1310 возлагает на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определение порядка взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации, не указывая формулу, которую субъект должен установить для расчета платы, как и не указывает порядок ее определения, тем самым подтверждая право субъекта самостоятельно определить такую формулу.
С учетом изложенного, наличие в формулах для взимания платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоснабжения (далее - ЦСВ) (раздел VII Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644) и платы за превышение нормативов по составу сточных вод (указ губернатора Пермской области N 167) аналогичных переменных само по себе не указывает на противоречие оспариваемой нормы положениям федерального законодательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1.5 Порядка, утвержденного указом губернатора N 167, начисление платы за сверхнормативные сбросы сточных вод зависит от величины превышения установленных нормативов сброса и производится: при превышении установленных нормативов водоотведения по объему (лимиту); при превышении установленных нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах; при фактах сброса неразрешенных загрязняющих веществ и залповых сбросах сточных вод; при превышении установленных нормативов временных условий приема (далее - ВУП). То есть от показателей (объема и качества) сточных вод будет зависеть размер платы, а ограничение в виде кратности тарифа, установлено в целях ограничения платы. Кроме того, плата по указу губернатора N 167 и по разделу VII Правил N 644 взимается за разные виды нарушений, что указывает на то, что установленные формулы различны ввиду применения при расчетах разных нормативных концентраций веществ в стоках, превышение которых в каждом конкретном случае будет являться нарушением.
Из договоров между организацией ВКХ (ООО "Новогор-Прикамья") и абонентами (ООО "Коммунальные системы", ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75", ООО "ДЦ "Колизей") N ** от 04.05.2007, N ** от 20.03.2006, N ** от 09.07.2007, N ** от 05.02.2004, N ** от 27.05.2005 (соответственно) на отпуск питьевой воды и прием сточных вод следует, что абоненты обязались не нарушать требования к качественному составу сбрасываемых сточных вод, согласно положений Постановления администрации г. Перми от 26.06.2003 N 899 и Правил, утвержденных решением Пермской городской Думы от 24.12.2002 N 128. По всем вопросам своих взаимоотношений по заключению, исполнению и прекращению настоящего договора стороны руководствуются действующим законодательством РФ, в частности: Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167, решением Пермской городской Думы от 24.12.2002 N 128.
По вопросу легитимности принятия органом местного самоуправления нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод получено разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.07.2014 N **, в котором указано, что в настоящее время в отношении качества сточных вод абонентов действуют 2 вида требований (нормативов): в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения действуют Правила N 644 (раздел VI, приложения N 2 и N 3), а в части предотвращения негативного воздействия на водные объекты сохраняют свое действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установленные в соответствии с пунктом 61 Правил N 167, так как действие данного пункта сохраняется.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
С учетом изложенного, оснований полагать, что оспариваемые положения пункта 1 указа N 167, пункты 1.3, 1.4, 1.4.1, 1.8, раздел 2 Порядка, утвержденного указом губернатора Пермской области N 167 направлены на одновременное регулирование вопросов взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации с целью защиты систем канализации и водных объектов от воздействия загрязняющих веществ не имеется, административными истцами доказательств данному утверждению не представлено.
Довод о том, что организации ВКХ полученные денежные средства на основании указа губернатора Пермской области N 167 используют на возмещение вреда системам канализации, не подлежит оценке, поскольку выходит за предмет заявленных требований, подлежащих разрешению в порядке главы 21 КАС РФ, как и ссылка на то, что организация ВКХ на основании положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" по отдельным показателям (например - жиры) ничего не платит, в то время как с абонентов взимает ту же плату на основании указа губернатора N 167 и Постановления Правительства РФ N 644.
Ссылка на то, что в отношении абонентов также возможно применение положений Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, является неубедительной. Сфера применения указанного Постановления Правительства РФ N 632 и указа губернатора Пермской области N 167 различна, указ губернатора принимался не во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, поэтому суд не усматривает оснований для вывода о несоответствии этому постановлению оспариваемых положений указа губернатора Пермской области.
Не основана на положениях действующего федерального законодательства ссылка административных истцов на то, что указ губернатора Пермской области N 167 с 01.01.2014 нарушает принцип равенства при взимании платежей за негативное воздействие на окружающую среду для абонентов "-200 куб.м" и абонентов "+200 куб.м" (постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов"), поскольку абоненты категории "-200 куб.м" будут платить многократно больше, чем абоненты категории "+200 куб.м".
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" учитывается разница в порядке начисления платы в зависимости от абонентов, категории которых определены Правительством РФ. В развитие данной нормы Правительство РФ издало Постановление N 230 от 18.03.2013, которым произведено разделение крупных абонентов (объем сброса которых более 200 м.куб. в сутки), с иным порядком оплаты ими платежей за негативное воздействие на окружающую среду, чем для абонентов, у которых объем сброса менее 200 куб. м в сутки. Данное разделение абонентов определено специальным регулированием федерального законодательства, при этом указ губернатора Пермской области N 167 абонентов не разделяет и административными истцами не приведено ссылки на соответствующие положения указанного нормативного правового акта, которые противоречили бы конкретным положениям федерального законодательства. Кроме того, следует учитывать, что действие данной нормы федерального законодательства приостановлено до 01.01.2019 (Федеральный закон от 13.07.2015 N 221, Постановление Правительства РФ от 14.10.2015 N 1101).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения пункта 1 указа, пунктов 1.3, 1.4, 1.4.1, 1.8, раздел 2 Порядка, утвержденного указом губернатора Пермской области N 167, соответствуют положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, действующему законодательству РФ, имеющему большую юридическую силу и прав административных истцов не нарушает, поэтому в удовлетворении административного искового заявления в данной части следует отказать.
Ответы на обращения, в том числе административных истцов, по вопросу соответствия действующего законодательства, регулирующего порядок взимания платы за сброс сточных вод, от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (от 29.09.2014 N **), губернатора Пермского края (от 15.10.2014 N **, от 22.05.2015 N **, 10.04.2015 N **), а также заключение министерства экономического развития Пермского края от 29.10.2015 N **, не являются нормативными правовыми актами, в связи с чем не могут свидетельствовать о противоречии указа губернатора Пермской области N 167 в оспариваемой части положениям федерального законодательства.
Вместе с тем, относительно доводов административных истцов о противоречии преамбулы указа губернатора Пермской области N 167 в части слов "систем канализации и" положениям действующего федерального законодательства, суд приходит к выводу, что в данной части требования административных истцов подлежат удовлетворению.
Согласно преамбуле указа губернатора Пермской области N 167 настоящий нормативный правовой акт принят в целях реализации Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, который с учетом внесенных Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 изменений с 16.01.2015 возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросы определения порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Исходя из оспариваемой административными истцами преамбулы указа губернатора Пермской области N 167 в части слов "систем канализации и" можно сделать вывод о том, что положения названного законодательного акта направлены на защиту систем канализации и водных объектов от воздействия загрязняющих веществ, при том, что Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, в редакции Постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3, возложена обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ определить порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде.
В силу правовой позиции, изложенной в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе от 15.07.1999 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 12.05.2008 N 8-П и от 13.07.2010 N 15-П, из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми федеральный законодатель устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации. Иное означало бы, что федеральный законодатель вправе передать субъекту Российской Федерации неопределенные по объему полномочия, а законодатель субъекта Российской Федерации - реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации (статьи 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, при реализации оспариваемого правового регулирования субъекта Российской Федерации не исключается распространение названных положений указа губернатора N 167 на правоотношения в области защиты систем канализации, что, в свою очередь, нарушает компетенцию законодателя субъекта Российской Федерации, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования к сточным водам в части предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Принимая во внимание, что преамбула указа является структурным элементом нормативного правового акта, и содержит ссылку на отношения, не урегулированные данным нормативным правовым актом, изложенное не позволяет правильно определить предназначение нормативного правового акта, его цели и задачи.
В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административными истцами требований о признании недействующей преамбулы указа губернатора Пермской области N 167, в части слов "систем канализации и", оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующей со дня вступления в законную силу такого решения.
Ссылка представителя административного ответчика и заинтересованного лица на вступившее в силу решение Пермского областного суда от 10.12.2004 по делу N 3-241-2004, которым подтверждено соответствие преамбулы указа губернатора Пермской области N 167 федеральному законодательству, не может быть принята судом во внимание, так как названным судебным актом не проверялось соответствие правового положения регионального законодательства нормам Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310, действующим в редакции Постановления Правительства РФ от 05.01.2015 N 3, на которые указано в административном исковом заявлении по настоящему делу.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Учитывая, что указ губернатора Пермской области от 29.08.2003 N 167, вносимые в него постановлениями Правительства Пермского края изменения подлежат публикации в официальном источнике "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", суд считает необходимым обязать Правительство Пермского края опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу в очередном номере указанного издания.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования ООО "Коммунальные системы", ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75", ООО "ДЦ "Колизей" о признании недействующим отдельных положений нормативного правового акта губернатора Пермской области удовлетворить в части.
Признать недействующей со дня вступления в законную силу решения суда преамбулу указа губернатора Пермской области от 29 августа 2003 года N 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" в части слов "систем канализации и".
После вступления решения суда в законную силу в течение месяца сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В удовлетворении остальной части требований ООО "Коммунальные системы", ООО "ТЦ Айсберг", ООО "Еврокапитал-УК", НП "Большевистская, 75", ООО "ДЦ "Колизей" о признании недействующим в части с 01.01.2014 указа губернатора Пермской области от 29 августа 2003 года N 167 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пермской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 07 декабря 2015 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.