Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Карповой И.Ю.
при секретаре: Петровой М.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Кузнецовой В.Н. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 октября 2015 года по гражданскому делу иску Кузнецовой В.Н. к администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области о назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии,
установила:
Кузнецова В.И. обратилась с иском в суд к ответчику - администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" о назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии, указав, что в мае 2015г. она обратилась с заявлением к ответчику - администрации МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области" - об установлении и выплате ей ежемесячной доплаты к государственной пенсии за выслугу лет. Из ответа N от ДД.ММ.ГГГГг. ей стало известно, что в удовлетворении поданного заявления ей отказано. С решением комиссии она не согласна, считает его необоснованным. В обоснование заявленных требований истец указала, что в период со ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. она работала в войсковой части "данные изъяты" и "данные изъяты" городском узле связи. В период со ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. она работала в горисполкоме "данные изъяты" городского Совета народных депутатов "данные изъяты", затем в администрации " "данные изъяты"". В период со ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала в комитете по управлению государственным имуществом администрации "данные изъяты"; со ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала в территориальном управлении министерства имущественных отношений Российской Федерации по "данные изъяты". Стаж её на государственной муниципальной службе составляет почти 22 года, из них стаж муниципальной службы в "данные изъяты" составляет почти 18 лет. На момент увольнения из администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области в 2001г. по уважительной причине - в связи с переводом мужа к новому месту службы и в связи с переменой места жительства у неё уже имелся стаж для назначения доплаты к государственной пенсии, а следовательно, она в момент увольнения приобрела право на ежемесячную доплату к пенсии. Полагает, что в установлении ежемесячной доплаты к пенсии ей отказано незаконно, просит признать незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, обязать администрацию ЗАТО Знаменск Астраханской области назначить ей пенсию за выслугу лет к трудовой пенсии по старости с момента обращения.
В судебном заседании истец Кузнецова В.Н. и её представитель Симонович А.Г. просили удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Величко С.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Из направленных в суд возражений на исковое заявление иск не признала, просила требования оставить без удовлетворения.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 октября 2015 года исковые требования Кузнецовой В.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кузнецовой В.Н. ставится вопрос об отмене решения суда. В обосновании жалобы указывает основания, изложенные в исковом заявлении.
На заседание судебной коллегии представитель администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области и представитель Кузнецовой В.Н. - СимоновичА.Г., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства не явились, представили ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Учитывая надлежащее извещение сторон, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, Кузнецову В.Н., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов ( пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11) , в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24) ; муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23) .
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии с пунктом 1 раздела 2 Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы ЗАТО Знаменск, утверждённого решением Совета ЗАТО Знаменск от 27 октября 2009г. N 13 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2012г., 24 января 2015г., пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности) может быть установлена исключительно при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям: при ликвидации органа местного самоуправления ЗАТО Знаменск, сокращении численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления ЗАТО Знаменск; при увольнении с должностей, утверждаемых для непосредственного обеспечения деятельности выборных должностей, в связи с прекращением полномочий выборного должностного лица; при достижении предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; при обнаружившимся несоответствии муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы; при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Кузнецова В.Н. уволена с должности муниципальной службы по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ - перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность, что подтверждено также копией ее заявления, распоряжением главы администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области N-р от ДД.ММ.ГГГГг.(л.д. 12, 24, 25).
Поскольку данное увольнение не соответствует вышеуказанному Положению N 13 от 27 октября 2009г. "О порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы ЗАТО Знаменск", районный суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецовой В.Е.
Доводы истицы и ее представителя, ссылающихся на Постановление Конституционного Суда РФ N 2-П от 29 января 2004г., Постановление N 8-П от 24 мая 2001г., в соответствии с которыми в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не приняты судом во внимание.
В указанных постановлениях речь идёт о назначении государственных пенсий, которые имеют иную правовую природу и источники финансирования. Тогда как, из системного толкования вышеприведенных норм материального права усматривается, что пенсия за выслугу лет муниципальному служащему по своей юридической природе является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов, помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд дал надлежащую оценку всем представленным по делу доказательствам, на основе которых вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы истца, по сути повторяющим его правовую позицию в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, в том числе тех на которые указывает истец в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь статей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 6 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой В.Н. - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.