Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей: Давыдовой О.Ф., Николаевой Т.В.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ангарска в защиту социальных прав инвалида Плотниковой Г.М. к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об устранении допущенных нарушений прав инвалида,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 02 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных в интересах Плотниковой Г.М. требований прокурор г. Ангарска указал, что в результате проведенной прокуратурой города Ангарска на основании обращения инвалида Плотниковой Г.М. о не обеспечении ее техническими средствами реабилитации проверки соблюдения филиалом "номер изъят" Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ законодательства о социальной защите инвалидов, установлено, что Плотникова Г.М. , "дата изъята" г.р., является инвалидом (данные изъяты), бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Плотниковой Г.М. бессрочно предписаны к использованию технические средства реабилитации - (данные изъяты).
С "дата изъята" на основании личного заявления Плотниковой Г.М. об обеспечении ее техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, она постановлена на учет в Управлении министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району, осуществлявшего до "дата изъята" реализацию федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам в рамках Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2100-р. Однако до сих пор Плотникова Г.М. в необходимом объеме техническими средствами реабилитации, обозначенными в индивидуальной программе реабилитации, не обеспечена, что является нарушением ее социальных прав, гарантированных Конституцией РФ.
В настоящее время обязанность по обеспечению инвалида Плотниковой Г.М. техническими средствами реабилитации возложена на Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, которое прокурор просил суд обязать устранить допущенное нарушение прав инвалида Плотниковой Г.М., обеспечив ее в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации, в течение "дата изъята" со дня вступления судебного решения по делу в законную силу.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 02 июля 2015 года исковые требования прокурора города Ангарска, заявленные в интересах Плотниковой Г.М., удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Бочарова С.С. просит отменить данное судебное решение, полагая его незаконным и необоснованным.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом не учтено, что на момент обращения "дата изъята" Плотниковой Г.М. в Управление социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району с заявлением на обеспечение его техническими средствами реабилитации, действовало Соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче последнему осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденное распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2100-р.
Соглашением, заключенным между Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Отделением Фонда о передаче последнему до "дата изъята" реестра льготной категории граждан, копий документов и об ином информационном обмене, не предусмотрена передача полномочий Управления по неисполненным до "дата изъята" обязательствам Отделению Фонда. Таким образом, в период с "дата изъята" по "дата изъята" обязательства по предоставлению мер социальной защиты инвалидов относились к компетенции Управления, и ответственность за не обеспечение Плотниковой Г.М. техническими средствами реабилитации инвалидов "дата изъята" должна возлагаться на Управление.
В настоящее время ответчиком ведется процедура по заключению государственного контракта на поставку кресла коляски с ручным приводом базовой прогулочной, после чего Плотникова Г.М. будет обеспечена указанным техническим средством реабилитации.
Судом при вынесении решения не учтено, что выделенные "дата изъята" из федерального бюджета ответчику денежные средства могут быть использованы только по целевому назначению, а использование данных денежных средств для исполнения обязательств Управления до "дата изъята" будет незаконным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших от помощника прокурора города Ангарска - Кульгавой Д.А., содержится просьба об оставлении оспариваемого ответчиком судебного решения без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Токаревой Ж.В., прокурора Попова А.Б., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 Федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В силу ст. 11 Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико- социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (далее по тексту - Правила).
Правилами определяется порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
В соответствии с п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что Плотникова Г.М. , "дата изъята" г.р., является инвалидом (данные изъяты), бессрочно, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (данные изъяты).
Со "дата изъята" на основании личного заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, Плотникова Г.М. постановлена на учет в Управлении министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по Ангарскому району (далее - УМСР), осуществлявшего до "дата изъята" реализацию федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам в рамках Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Иркутской области, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N2100-р, однако указанными средствами не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал обоснованными заявленные прокурором в интересах Плотниковой Г.М. требования и правомерно возложил обязанность по предоставлению ей технических средств реабилитации на Государственное учреждение -Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку с "дата изъята" организация оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложена на него.
С выводами суда судебная коллегия соглашается.
В связи с отказом Правительства Иркутской области от реализации соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты населения Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов ... , утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N2100, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключили соглашение от "дата изъята" "номер изъят".
Как следует из данного соглашения, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и его территориальные управления осуществили передачу ГУ Иркутское региональное отделение ФСС РФ информации, в том числе реестры льготной категории граждан, документы личных дел льготной категории граждан, необходимой для осуществления учреждением организации оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты льготной категории граждан.
Приложением "номер изъят" к соглашению подтверждается, что Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице Управления министерства по Иркутскому району передало ГУ Иркутское региональное отделение ФСС РФ документы личных дел льготной категории граждан на предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, в том числе Плотниковой Г.М.
Таким образом, именно ГУ Иркутское региональное отделение ФСС РФ обладает сведениями о нуждающихся инвалидах, в том числе и в отношении Плотниковой Г.М. и обязано обеспечить её техническими средствами реабилитации.
Доводы заявителя жалобы о том, что выделенные Иркутскому региональному отделению ФСС РФ "дата изъята" из федерального бюджета денежные средства могут быть использованы только по целевому назначению, отклоняются, как не основанные на нормах права.
Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Финансирование расходов, предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, осуществляется Фондом социального страхования РФ за счет бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг (ст. 11 Федерального закона " О социальной защите инвалидов в РФ ", п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240).
При таких данных, вывод суда о том, что ГУ Иркутское региональное отделение ФСС РФ является лицом, обязанным обеспечить инвалида Плотникову Г.М. техническими средствами реабилитации, является верным.
Доводы апелляционной жалобы являлись основанием позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, подробно изложены и исследованы судом и получили свою надлежащую оценку в принятом решении по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установилюридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 02 июля 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
А.В. Быкова
Судьи:
О.Ф.Давыдова
Т.В. Николаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.