Иркутский областной суд в составе:
председательствующего-судьи Астафьевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жаповой Д.А.,
с участием представителя Открытого акционерного общества " Г." по доверенности Гоненко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N Номер изъят по исковому заявлению Открытого акционерного общества " Г." к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Иркутской области об установлении рыночной стоимости земельного участка,
установил:
Открытое акционерное общество " Г." обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области N Номер изъят.
Как арендатор земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, административный истец является плательщиком арендной платы, размер которой рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Иркутской области от 14.01.2014 N 11-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи ... на территории Иркутской области", и равен (данные изъяты).
Обратившись в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ОАО " Г." был получен отказ в установлении кадастровой стоимости равной рыночной, определенной Отчетом N Номер изъят
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, открытое акционерное общество " Г." просило суд признать незаконным решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята об отклонении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости; возложить на комиссию обязанность устранить допущенные нарушения в полном объеме.
В уточнениях заявленных требований, принятых судом, открытое акционерное общество " Г." просило суд помимо заявленных ранее требований также установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты).
После получения заключения судебной экспертизы представитель открытого акционерного общества " Г." по доверенности Керножицкий И.Г. уточнил заявленные требования и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты).
От остальных требований представитель Керножицкий И.Г. отказался.
Определением суда от 09 октября 2015 года в связи с принятием отказа от иска прекращено производство по административному делу в части требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от Дата изъята об отклонении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в размере его рыночной стоимости; возложении на комиссию обязанности устранить допущенные нарушения в полном объеме.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества " Г." по доверенности Гоненко Р.В. поддержал требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равным его рыночной стоимости, определенной судебной экспертизой.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Администрация муниципального образования "Братский район", администрация Тарминского сельского поселения, администрация Тарминского муниципального образования, ООО " П.", Золотарева О.А. в судебное заседание не явились, будучи извещены судом о времени и месте заседания надлежаще.
В письменных отзывах и возражениях:
Правительство Иркутской области не соглашалось с заявленными требованиями, указывало на законность вынесенного решения Комиссии об отклонении заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной;
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; в удовлетворении заявления отказать, привлечение их к участию в деле считают необоснованным, поскольку требования заявления не затрагивают их материально-правовые интересы;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области просило отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку сведения о кадастровой стоимости были внесены в соответствии с законом. А отчет и заключение на отчет обоснованно были отклонены комиссией, как не соответствующие Закону об оценочной деятельности;
Администрация муниципального образования "Братский район" просила рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении заявленных требований, указав на определение кадастровой стоимости в соответствии с Законом об оценочной деятельности. В порядке, установленном ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности истец с заявлением не обращался, решение комиссии оспорено не было. Указывает на то, что установление стоимости в размере определенном экспертом Вайделите Ю.А. существенно повлияет на поступления в районный бюджет доходов от арендной платы, чем будут нарушены права и законные интересы районной администрации. Государственная собственность на данный участок не разграничена. По договору с Администрацией ООО " З." была проведена оценка спорного участка, стоимость которого близка по значению с кадастровой стоимостью, определенной по государственному контракту.
Заслушав объяснения представителя открытого акционерного общества " Г." по доверенности Гоненко Р.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1 и 6 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяется и для определения размера арендной платы за их использование.
В Иркутской области в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-па было утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно разделу II (пункты 3-6) указанного Положения размер арендной платы находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости либо размера ставки земельного налога для соответствующего земельного участка. Такая зависимость закреплена в приложении к договору аренды земельного участка, стороной которого является открытое акционерное общество " Г., что также не оспаривалось Администрацией муниципального образования "Братский район".
Законом предусмотрено установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение государственной кадастровой оценки.
Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет в силу возложенных на него полномочий ведение государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Группа "Илим" является арендатором земельного участка, "адрес изъят"". Срок аренды определен на неопределенный срок.
В соответствии с договором аренды земельного участка N Номер изъят с учетом протокола разногласий от Дата изъята арендодатель муниципальное образование "Братский район" Иркутской области передал в аренду арендатору вышеуказанный земельный участок. Арендная плата по договору с учетом дополнительных соглашений и протокола разногласий, а также письма от Дата изъята рассчитывается по ставке земельного налога с учетом повышающего коэффициента от кадастровой стоимости переданного в аренду земельного участка.
Таким образом, административный истец является лицом, на содержание прав и обязанностей которого влияет установление в том или ином размере кадастровой стоимости арендованного им земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 14.01.2014 N 11-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области".
Представленное по запросу суда Правительством Иркутской области иное постановление от другой даты не имеет правового значения для данного спора.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой справке, кадастровому паспорту, кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области от 14.01.2014 N 11-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области" составляет Номер изъят. Дата, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость - Дата изъята .
Административный истец Дата изъята на основании проведенного по его заказу ООО " П." отчета N Номер изъят и положительного заключения НП СОО " С." N Номер изъят на отчет обращался в досудебном порядке с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, определенной отчетом ООО " П.".
Решением N Номер изъят заявление, поступившее в комиссию Дата изъята , было рассмотрено и отклонено.
Судом по делу была назначена экспертиза, в том числе и по вопросу об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята .
Согласно экспертному заключению Межрегионального открытого центра права и судебной экспертизы Иркутского национального исследовательского технического университета Министерства образования и науки Российской Федерации от Дата изъята рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты) по состоянию на Дата изъята .
Заключение судебной экспертизы содержит вывод по всем поставленным вопросам. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым 82 КАС РФ, федеральным стандартам оценки, недостоверности содержащихся в нем сведений судом не установлено. Заключение не вызывает сомнения в объективности и квалификации эксперта, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимый уровень образования, опыт работы в соответствующей сфере отношений, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Доказательств иного размера рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность вывода судебной экспертизы, иными участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Представленный суду отчет ООО " З." оценивается судом критически. Поскольку как видно из указанного отчета при проведении оценки эксперт неправильно определилместорасположение спорного земельного участка, при проведении корректировок указаны иные объекты -аналоги, нежели которые определены в таблице 8.2, расчет поправок и корректировок взят по сравнению с иными объектами-аналогами, расположенными в г. Иркутске. Не представлено на указанный отчет и положительное заключение.
Не соглашаясь с отчетом эксперта Вайделите Ю.А. представитель Администрации муниципального образования "Братский район" не просил назначить повторную или дополнительную экспертизу, указал лишь на уменьшение поступлений в бюджет района в результате определения кадастровой стоимости участка равной рыночной стоимости.
Суд приходит к выводу, что данное заключение эксперта Вайделите Ю.А. как доказательство отвечает требованиям, установленным ст. 84 КАС РФ и подлежит принятию судом за основу при определении рыночной стоимости земельного участка.
Доводы, приведенные в возражениях, не влияют на вышеприведенные выводы суда.
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об отсутствии материально-правового интереса и необоснованном их привлечении отклоняются судом, как противоречащие нормам ч.1 ст. 3, ч.2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривающие права и обязанности органа кадастрового учета недвижимости.
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о внесении сведений в соответствии с законом не свидетельствуют о незаконности и необоснованности заявленных требований, и не ущемляют право заявителя на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земельных участков, и рыночной стоимостью земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном заключением судебной экспертизы, по состоянию на Дата изъята .
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения суда указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления для юридических лиц считается дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
С заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец обратился Дата изъята . Дата изъята административным истцом предъявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в суд.
Доводы о том, что решение комиссии N Номер изъят не оспорено административным истцом не имеют правового значения. Поскольку как видно из материалов дела первично были предъявлены такие требования об оспаривании решения комиссии. Однако, 17 июня 2015 года административным истцом были заявлены дополнительно требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной рыночной стоимости. Административный истец вправе определить для себя путь защиты нарушенного права, в том числе и в виде искового требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Удовлетворение заявленных требований не поставлено в зависимость признания решения комиссии незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Следует установить кадастровую стоимость земельного участка "адрес изъят"", равной его рыночной стоимости, по состоянию на Дата изъята , в размере (данные изъяты).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Открытого акционерного общества " Г." об установлении рыночной стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка "адрес изъят"", равной его рыночной стоимости, по состоянию на Дата изъята , в размере (данные изъяты).
Дата подачи заявления в суд о пересмотре кадастровой стоимости - Дата изъята .
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда.
Судья О.Ю. Астафьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.