Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе ТСЖ "Улица Бобкова-38"
на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 09 июня 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности города Твери на бесхозяйное имущество - центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N".
Судебная коллегия
установила:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ указанный центральный тепловой пункт 18 марта 2014 года был поставлен Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на учет в качестве бесхозяйного имущества. Более года претензий на данный объект недвижимости не поступало, что подтверждается выпиской из ЕГРП Управления Росреестра по Тверской области N от 27 марта 2015 года.
По сообщению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, данный объект не значится в реестре государственного имущества Тверской области. По информации, предоставленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, к федеральной собственности данный объект также не относится.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника либо собственник которой неизвестен. Либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом города Твери, и в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ имеет право обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Заявитель и заинтересованные лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом по Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Улица Бобкова-38" поставлен вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указано, что строительство центрального теплового пункта осуществлялось на средства дольщиков (по договорам долевого строительства, заключенным с ЗАО "ЖСП "Монолит"), создавших ТСЖ "Улица Бобкова-38". 29 декабря 2007 года Администрация города Твери выдала ТСЖ "Улица Бобкова-38" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N где в пункте втором о сведениях об объекте капитального строительства указано здание ЦТП площадью 137,9 кв.м. В 2008 году при оформлении документов о государственной регистрации права в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области был предоставлен весь перечень документов, в том числе и технический паспорт ЦТП. В сентябре 2008 года был зарегистрирован в долевую собственность земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, общая площадь "данные изъяты" кв.м. В связи с этим апеллянт выражает непонимание отнесения данного объекта (ЦТП) к бесхозному имуществу. К участию в деле ТСЖ "Улица Бобкова-38" не привлекалось.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей ТСЖ "Бобкова-38" Семихина М.В. и Старостиной В.А., представителя Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери Акимова В.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
В случае, если суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости проверить обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции в полном объеме, апелляционное определение в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ должно содержать мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу.
Под интересами законности, как следует из смысла статьи 2 ГПК РФ, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы апелляционной жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечить правильное рассмотрение дела.
В указанных целях судебная коллегия полагает возможным выйти за пределы доводов апелляционной жалобы.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.
Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Удовлетворяя заявление Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании права муниципальной собственности города Твери на бесхозяйное имущество - центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: "адрес" суд первой инстанции исходил из отсутствия правообладателей имущества и возражений со стороны заинтересованных лиц.
Из содержания апелляционной жалобы и приложенных в подтверждение доводов документов усматривается, что фактически апеллянтом заявлено о принадлежности указанного имущества ТСЖ "Улица Бобкова-38".
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии спора о праве собственности на центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: "адрес", что в силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
В соответствии с п. 3 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, заявление Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании права муниципальной собственности города Твери на бесхозяйное имущество - оставить без рассмотрения.
При этом суд апелляционной инстанции разъясняет, что заявитель и другие заинтересованные лица вправе разрешить спор в порядке искового производства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 09 июня 2015 года отменить, заявление Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о признании права муниципальной собственности города Твери на бесхозяйное имущество (центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м.) оставить без рассмотрения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.