Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Улыбиной С.А., Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.
по докладу судьи Образцовой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Борисовского Б.Ю. и Борисовской С.Д. на решение Удомельского городского суда Тверской области от 29 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Борисовского Б.Ю., Борисовской С.Д. к Отделу в "данные изъяты" районе Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области о признании незаконными действий по отказу в регистрации и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства - оставить без удовлетворения".
Судебная коллегия
установила:
Борисовский Б.Ю., Борисовская С.Д. обратились в суд с требованиями к отделу в "данные изъяты" районе Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области о признании незаконными действий по отказу в регистрации и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства.
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указали, что на основании договора найма жилого помещения от 14 мая 2010 года им предоставлено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры в доме N квартира N в деревне "адрес". Предоставленная квартира является местом их постоянного проживания.
Конкурсным управляющим Меркущенковым А.Н. выдана справка о принадлежности данного жилого помещения ООО "Санаторий " "данные изъяты"".
Отдел в "данные изъяты" районе Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области отказывается зарегистрировать их по данному адресу, указывая при этом на недостаточность представленных на регистрацию документов.
Ссылаясь на положения статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", просили суд признать незаконными действия отдела в "данные изъяты" районе Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области об отказе в их регистрации по адресу: "адрес", и возложить на отдел обязанность по их регистрации по данному адресу.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены Управление Федеральной миграционной службы России по Тверской области и Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью "Санаторий " "данные изъяты"" Меркущенков А.Н.
В судебном заседании Борисовский Б.Ю., Борисовская С.Д. заявленные требования поддержали.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Борисовского Б.Ю. и Борисовской С.Д. ставится вопрос об отмене решения суда.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что ими не были представлены необходимые документы для регистрации по месту жительства. Ссылаются на то, что в силу возраста Борисовская С.Д. не может самостоятельно сдать документы на регистрацию. При обращении в отдел в Удомельском районе Управления Федеральной миграционной службы России по Тверской области ими соблюдены все требования действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление представителя УФМС России по Тверской области Голубевой Л.А., возражавшей против жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пунктом 3 Правил регистрации граждан по месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713) предусмотрено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Форма заявления установленной формы о регистрации по месту жительства устанавливаются Федеральной миграционной службой (п. 16).
В пункте 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N 4-п по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, указано, что регистрация гражданина по месту жительства согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
В нарушение вышеперечисленных норм права Борисовским Б.Ю. не соблюден порядок обращения по вопросу регистрации по месту жительства.
Как усматривается из материалов дела, Борисовский Б.Ю. обратился в отдел УФМС России по Тверской области в устной форме, что подтвердил лично в ходе судебного заседания 29 июля 2015 года, полный пакет документов согласно установленному законом перечню не представил.
В материалах дела имеется ответ начальника отдела в Удомельском районе от 20 ноября 2014 года на имя Борисовского Б.Ю., разъясняющий порядок регистрации по месту жительства. Доказательств, подтверждающих принятие регистрирующим органом решения об отказе в регистрации по месту жительства по заявлению Борисовского Б.Ю., поданному по установленной форме, в деле не имеется.
На запрос судебной коллегии отделом УФМС России по Тверской области представлен ответ, что Борисовский Б.Ю. обращался с устным заявлением по вопросу регистрации по месту жительства.
Из материалов дела также усматривается, что Борисовская С.Д. с заявлением о регистрации по месту жительства в отдел УФМС России по Тверской области не обращалась, что не оспаривается в апелляционной жалобе.
Учитывая действующее законодательство, обстоятельства дела, а также то, что заявителями нарушен порядок обращения с заявлением о регистрации по месту жительства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Удомельского городского суда Тверской области от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисовского Б.Ю. и Борисовской С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.