Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Шмелева А.Л..,
судей Колесник Н.А., Мадатовой Н.А.,
при секретаре Начинкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 декабря 2015 года апелляционную жалобу представителя Комитета по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района МО на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 30 июля 2015 г. по делу по иску Ткаченко Марии Витальевны, действующей в интересах несовершеннолетней Ткаченко Миланы Алексеевны к Комитету по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района МО о возложении обязанности предоставить место в дошкольном учреждении,
заслушав доклад судьи Колесник Н.А., пояснения представителя Комитета по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района МО,
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко М.В., действующая в интересах несовершеннолетней Ткаченко Миланы, обратилась в суд с иском к Комитету по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района Московской области о возложении обязанности предоставить место в дошкольном учреждении.
В обоснование заявленных требований указала, что в сентябре 2012 года, после рождения дочери, она была поставлена в общую очередь по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений, однако до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ее ребенку не предоставлено. В 2014 году она подтвердила регистрацию в очереди, однако мер по ее заявлению ответчиком не предпринимается. Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", подп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагают обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на органы местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и администрация Солнечногорского муниципального района в лице Комитета по народному образованию. Полагая бездействие ответчика, не исполняющего возложенные на него приведенными нормами федерального законодательства обязанности, неправомерным, нарушающим права ее несовершеннолетней дочери на получение дошкольного образования, просила обязать ответчика предоставить несовершеннолетней Ткаченко М.А., 28 февраля 2012 года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении по месту регистрации и проживания в группе полного дня.
В судебном заседании Ткаченко М.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования для принятия мер по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях. Кроме того, указал, что приказом Комитета по народному образованию от 30 января 014 года N 47, утвержден порядок комплектования детских дошкольных учреждений, в соответствии с которым предоставление мест, дошкольном учреждении осуществляется в порядке очередности.
Решением суда исковые требования Ткаченко М.В. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель Комитета по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района МО подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, со ссылкой на ФЗ "Об образовании", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указал на нарушение прав истца, поскольку администрацией муниципального образования не предпринимаются меры к расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории населенных пунктов района, не изыскиваются альтернативные варианты решения проблемы с ДОУ, что свидетельствует о том, что работа по увеличению количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях не проводится. Непредставление ребенку на протяжении нескольких лет места в детском дошкольном учреждении свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается исходя из следующего.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях, согласно ч.1 ст. 67 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии со ст. 55 ФЗ "273-ФЗ, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч.1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей названную деятельность, самостоятельно (ч. 9).
Согласно ч.2 ст. 67 названного Закона, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст. 67 ФЗ N 273-ФЗ).
При этом в силу ч.4 ст. 67 названного Закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и ч. 6 настоящей статьи и ст. 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ) настоящего ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как следует из материалов дела, Ткченко М.А. в сентябре 2012 года была поставлена в общую очередь по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений на получение места в детском саду.
Установлено, что комплектование дошкольных детских учреждений Солнечногорского района проводилось в период с 1 апреля по 1 июня 2012 года. В детский сад N 33 были скомплектованы 60 очередников в соответствии с очередностью. На 1 сентября 2015 года все зачисленные дети посещают детский сад, списочный состав - 519 детей. Как пояснил представитель Комитета по народному образованию, имеется превышение планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствуют свободные места в МБДОУ N 33.
Ребенок Ткаченко Милана - "данные изъяты" - была записана в очередь 28.02.2012 года, имела 13-ый номер очереди.
Согласно информации о движении очереди в детский сад N 33 п. Андреевка Солнечногорского муниципального района, по состоянию на 01.11.2015 г. очередь Ткаченко Миланы под N 2.
Согласно справки Комитета по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района от 01.12.2015 г. о комплектовании МБДОУ N 33, группы укомплектованы, свободных мест нет.
Из пояснений представителя Комитета по народному образованию Администрации Солнечногорского МР установлено, что группы в МБДОУ N 33 укомплектованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013 года, согласно которым, нормы количества детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяются исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п. 1.4 СанПиН).
Из представленной в материалы дела "Дошкольное образование" муниципальной программы "Развитие образования Солнечногорского муниципального района на 2014-2018 г.г." установлено выделение средств на строительство детских садов.
Установлено, что Ткаченко М.В. доказательств ее права на внеочередное или первоочередное право на получение места в детском саду не представила.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает, что истицей не доказано нарушение ее прав по предоставлению места в детском саду, поскольку установлено, что Администрацией Солнечногорского муниципального района и Комитетом по народному образованию принимаются меры для ликвидации имеющейся очередности и предоставления гражданам возможности реализации права на получение детьми дошкольного образования, причины непредоставления ребенку истца места в МДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействиями) ответчиков.
Непредставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истицы, в связи с чем, решение подлежит отмене, на основании ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 30 июля 2015 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ткаченко М.В., действующей в интересах несовершеннолетней Ткаченко М.А. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.