Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Цуркан Л.С., Шишкина И.В.,
при секретаре Иванова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2015 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 31 августа 2015 года по делу по иску Дмитриевой Е.И. к Министерству социального развития Московской области об обязании произвести компенсационные выплаты с 12.11.2012 года,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева Е.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании произвести компенсационные выплаты с 12.11.2012 года, указав, что она является вдовой Дмитриева А. П. 05 мая 1938 года рождения, умершего 08 августа 2007 года, ее мужа, который являлся гражданином из подразделений особого риска, и полагает, что имеет право на компенсационные выплаты в связи с его смертью. 12.11.2012 года она обратилась за назначением ей компенсационных выплат, однако ей в этом было отказано.
В судебном заседании Дмитриева Е.И. исковые требования поддержала.
Представитель Министерства социального развития Московской области в судебном заседании возражал против иска.
Представитель 3-его лица- ГУ ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области в судебном заседании оставлял заявленные требования на усмотрение суда.
Решением суда исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Дмитриев А. П. 1938 года рождения и Дмитриева (до брака Минаева) Елизавета Ивановна 1929 года рождения, состояли в зарегистрированном 22 ноября 1967 года браке.
Дмитриев А.П. умер 08 августа 2007 года.
Дмитриев А.П. являлся участником подразделений особого риска и 06 мая 2007 года ему было выдано удостоверение на право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "а" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 (л.д. 7).
12 ноября 2012 года Дмитриевой Е.И. было подано заявление в Подольское городское управление социальной защиты населения о начислении компенсационных выплат в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ N 2123-1 от 27.12.1991 года и в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, а также ст. 41 Закона РСФСР N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как члену семьи, потерявшему кормильца из числа граждан подразделений особого риска, а именно: ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 630 руб. 77 коп., единовременной денежной компенсации в размере 21 025 руб. 62 руб., ежемесячной компенсации за потерю кормильца в размере 210 руб. 26 коп. В назначении указанных выплат истцу было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что истец имеет право на получение указанных мер социальной поддержки.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Меры социальной поддержки для граждан из подразделений группы риска, а также членов их семьи назначаются в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска".
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что Закон распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
Согласно абз. 4 п. 2 Постановления семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в п. 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п. 3, 7, 8, 12 - 14 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, а также ст. 41 и 42 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", но не ниже норм, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае потери кормильца вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы.
В соответствии с п. 13 ст. 14 Закона РСФСР от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам гарантируются ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров ...
Суд не было принято во внимание, что согласно ч. 4 ст. 14 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные п. 2, 3, 7, 8, 12-15 ч. 1 ст. 14, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в названной статье.
Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после смерти гражданина меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки и если смерть гражданина наступила вследствие радиационного воздействия, лучевой болезни и других заболеваний, связанных с радиационным воздействием.
Доказательств того, что Дмитриев А.П. относился к одной из вышеупомянутых категорий (к гражданам, погибшим в результате радиационного воздействия, вследствие лучевой болезни и других заболеваний, инвалидам) представлено не было.
Кроме того, судом первой инстанции не было принято во внимание, что Дмитриев А.П. меры социальной поддержки не получал, в Управление социальной защиты не обращался.
Согласно ч. 4 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация.
Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении..(ст. 41)
В соответствии с п. 2 и п.3 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 907 для получения компенсации члены семьи потерявшей кормильца должны представить заявление к которому прилагаются следующие документы: заверенная копия удостоверения умершего; заверенная копия свидетельства о смерти кормильца; заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями Чернобыльской катастрофы; заверенная копия свидетельства о браке; документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с Правилами назначения компенсационных выплат для назначения ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров; единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца, вследствие чернобыльской катастрофы и ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца необходимо представить заверенную копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы (в данном случае вследствие радиационного воздействия).
Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и единовременная компенсация за потерю кормильца семьям, потерявшим кормильца назначается только в том случае, если смерть кормильца являлась следствием радиационного воздействия. При этом никакого исключения для членов семей ветеранов Подразделения особого риска не содержится. Во всех случаях обязательным условием назначения выплат является наличие причинной связи между смертью кормильца и радиационным воздействием.
Из вышесказанного следует, что возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным Чернобыльской катастрофой, что предопределяет возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению. Приобретение этого статуса осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между смертью кормильца и радиационным воздействием.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, на граждан из подразделений особого риска было распространено действие ст. 24 названного Закона. Следовательно, механизм реализации данных законоположений в отношении указанной категории граждан также предполагает установление причинной связи смерти кормильца с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.
Из вышесказанного следует, что предписание Правил о необходимости представления заверенной копии заключения межведомственного экспертного совета (ВВК) об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями радиационного воздействия основано на требованиях п. 13 ст. 14 и ч. 4 ст. 39 Закона и определяет порядок предоставления мер социальной поддержки.
С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с суждением суда о том, что участие в подразделениях особого риска может быть подтверждено Актом N 143 освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска от 24.04.1997 года, выданного Медико - социальной экспертной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ и что за несколько месяцев до смерти Дмитриева А.П. медико-социальной экспертной комиссией установлено непосредственное его участие в подразделениях особого риска несостоятельным, т.к. в заключении должны содержаться сведения не участия гражданина в подразделении особого риска, а подтверждение причинно- следственной связи смерти кормильца с воздействием радиационных Факторов.
В отличие от статьи 39 Закона, устанавливающей единовременную компенсацию членам семьи граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы, статья 41 Закона устанавливает ежемесячную компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от того, вследствие каких причин наступила смерть кормильца.
Также из приведенного законоположения следует, что единовременная компенсация выплачивается тем семьям, которые вследствие чернобыльской катастрофы, в данном случае вследствие воздействия радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, потеряли именно кормильца, а не любого члена своей семьи.
Законодательство Российской Федерации право на социальные выплаты (возмещение вреда, пенсии, компенсации и т.п.) по случаю потери кормильца признает, по общему правилу, за нетрудоспособными гражданами, находившимися на иждивении умершего (погибшего), то есть на его полном содержании либо получавшими от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию (п. 1 ст. 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 15 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 41 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Рассматриваемые статьи, предусматривающие порядок назначения компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также компенсации семьям за потерю кормильца исключения из общего правила для членов семей, потерявших кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска не делают.
Следовательно, нахождение членов семьи на иждивении ветеранов подразделений особого риска является необходимым условием для выплаты указанных компенсаций.
Однако, доказательств, подтверждающих нахождение истца на иждивении своего супруга, представлено не было.
Решения вступившего в силу об установлении факта нахождения. Дмитриевой на иждивении супруга также не имеется.
При обращении в Управление социальной защиты населения 17.09.2012 года с заявлением, в котором Дмитриева Е.И. просила начислить ей вышеуказанные меры социальной поддержки к документам была приложена справка от 13.05.2011 года N б/н, выданная МУЖРП N 4 из которой следует, что Дмитриева Е.И. совместно проживала с Дмитриевым А.П., 1938 года рождения до момента его смерти 08.08.2007 года и находилась на его иждивении. Специалистом Управления в МУЖРП N 4 был сделан запрос от 26.09.2012 года N 58.03-Д-182/1 исх., с просьбой сообщить основания выдачи данной справка, т.к. в самой справке эта информация отсутствовала.
Согласно ответу от 29.10.2012 года N 1442 (в Управление поступило 11.01.2013 г. N 113 вх.), полученному от МУЖРП N 4 вышеуказанная
справка была выдана начальником ЖЗУ ошибочно.
В материалы дела Дмитриевой Е.И. была представлена аналогичная справка от 26.08.2015 года N б/н, выданная МУЖРП N 4 из которой следует, что Дмитриева Е.И. совместно проживала с Дмитриевым А.П., 1938 года рождения до момента его смерти 08.08.2007 года и находилась на его иждивении.
Однако, данные справка не может быть принят во внимание, поскольку выдача справок о нахождении граждан на иждивении не относится к полномочиям МУЖРП.
Из материалов дела следует, что специалистом управления был сделан запрос в МУЖРП N4 от 10.09.2015 года N 18-58-06-5788 исх. с просьбой сообщить основания выдачи данной справка.
Согласно ответу от 14.09.2015 года N 1594 полученному от МУЖРП N 4 вышеуказанная справка была выдана начальником ЖЭУ ошибочно.
Также по требованию суда Пенсионным фондом была представлена информация, из которой следовало, что доход Дмитриевой Е.И. и доходы ее супруга примерно равны.
Также судом не было принят во внимание, что Дмитриева Е.И. является инвалидом 3 гр. с 2001 года, ей предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории граждан, которая до 2008 года предоставлялась в натуральном выражении, т.е. доход Дмитриевой Е.И. превышал доход супруга.
Кроме того, из объяснений Дмитриева Е.И., данных в судебном заседании, что последнее время Дмитриев А.П. находился в лежачем состоянии и практически не вставал, т.е. иных доходов кроме пенсии получать не мог, а меры социальной поддержки, как было сказано ранее, не оформлял.
Других доказательств нахождения истицы на иждивении своего супруга не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 31 августа 2015 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Дмитриевой Е.И. к Министерству социального развития Московской области об обязании произвести компенсационные выплаты с 12.11.2012 года отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.