Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2015 года апелляционную жалобу Сергиенко Г.Н. на решение Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2015 года по делу по заявлению Сергиенко "данные изъяты" о признании незаконным бездействия Администрации Раменского муниципального района Московской области, обязании устранить нарушения и предоставить на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Сергиенко Г.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Раменского муниципального района Московской области, выразившегося в отказе предоставить земельный участок на праве аренды в границах городского поселения Раменское Московской области для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить допущенные нарушения и предоставить заявительнице на праве аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) в первоочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что ею 15.12.2014 в Администрацию Раменского муниципального района было подано заявление о предоставлении на основании статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, абз. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в первоочередном порядке земельного участка в аренду для ИЖС. В письме от 24.12.2014 КУИ Раменского муниципального района отказал в предоставлении земельного участка.
По мнению Сергиенко Г.Н., оспариваемый отказ является незаконным, нарушает ее права, гарантированные статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части первоочередного и без проведения торгов предоставления земельного участка инвалиду под ИЖС.
В судебном заседании Сергиенко Г.Н. заявленные требования поддержала.
Представители Администрации и КУИ Раменского муниципального района Московской области в судебном заседании против требований Сергиенко Г.Н. возражали.
Решением Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований Сергиенко Г.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Сергиенко Г.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 15.12.2015 Сергиенко Г.Н., проживающая в г. Раменское, посредством интернет-обращения обратилась с заявлением в Администрацию Раменского муниципального района Московской области о предоставлении ей в первоочередном порядке как инвалиду 3 группы в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от 24.12.2015 КУИ Раменского муниципального района по поручению администрации района сообщил заявительнице, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не регулирует порядок предоставления земельных участков для указанной категории граждан; орган местного самоуправления не наделен полномочиями по установлению отдельного порядка предоставления земельных участков для льготной категории граждан из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Полагая, что данный ответ нарушает ее права и интересы, гарантированные законом, Сергиенко Г.Н. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.
По смыслу статьи 258 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом 1 инстанции), суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обращаясь за судебной защитой, Сергиенко Г.Н. ссылалась на положения статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью"; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке; инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Исходя из системного анализа приведенных нормоположений, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, для ИЖС и ведения ЛПХ является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципам справедливости и соразмерности предоставления льгот субъектам правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС, Сергиенко Г.Н. не представила документ, подтверждающий ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. Не представлен такой документ и суду (как первой, так и апелляционной инстанции).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных Сергиенко Г.Н. требований.
Довод апелляционной жалобы заявительницы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, не может быть принят во внимание: в силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 15.09.2015) при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Остальные доводы апелляционной жалобы Сергиенко Г.Н. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергиенко Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.