Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Цыбульской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 декабря 2015 года апелляционную жалобу Колбасовой Л.В. на решение Королевского городского суда Московской области от 25.08.2015 года по гражданскому делу
по иску Колбасовой Л.В. к ГУ - УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области о включении в трудовой стаж периодов работы, перерасчете и взыскании невыплаченной пенсии,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истицы, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Колбасова Л.В. обратилась в суд к ГУ - УПФ РФ N 17 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии с 07.06.2012 года, включив в трудовой стаж периоды работы на территории Эстонской ССР с 03.12.1979 года по 06.09.1991 года и с 07.09.1991 года по 31.07.1992 года на территории Эстонской республики с учетом справок о заработной плате за указанный период, взыскании невыплаченной пенсии.
Исковые требования мотивировав тем, что с 07.06.2012 года она является получателем пенсии по старости. 15.05.2012 года истицей было подано заявление ответчику о назначении пенсии по старости, однако при исчислении размера трудовой пенсии не включены периоды с работы истицы на территории Эстонской ССР с 03.12.1979 года по 06.09.1991 года и с 07.09.1991 года по 31.07.1992 года на территории Эстонской республики. Истица не согласна с решением пенсионного фонда.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Судом установлено, что 15.05.2012 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Согласно трудовой книжке она работала: с 26.08.1974 года по 18.08.1975 года в качестве лаборанта Карабалтинской средней школы (Киргизия); с 03.12.1979 года по 20.02.1985 года в должности старшего товароведа швейного производственного объединения "Балтика" (Эстония); с 06.03.1985 года по 31.07.1992 года в должностях экономиста, инженера Таллинского электротехнического завода (Эстония); с 20.07.1993 года по 17.12.1993 года в должностях начальника ППО, экономиста Карабалтинской швейной фабрики (Киргизия); с 28.12.1993 года по 27.05.2002 года в качестве продавца малого частного предприятия "Кредо" (РФ).
Согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, выписки из лицевого счета и ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Колбасова Л.В. работала в качестве предпринимателя с 25.05.2007 года по 31.12.2011 года.
В соответствии с письмом ГУ-ОПФР по г. Москве и М.О. от 13.03.2013г. N К- 513-07/2675 в подсчет трудового стажа Колбасовой Л.B. включены периоды работы: с 26.08.1974 года по 18.08.1975 года в Кара-Балтинской средней школе (Киргизия); с 20.07.1993 года по 17.12.1993 года в Кара-Балтинской швейной фабрике (Киргизия); учебы с 01.09.1975 года по 30.06.1979 года в Самаркандском кооперативном институте и произведен перерасчет с даты обращения с 27.06.2012 года и пенсия выплачена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в трудовой стаж истицы периодов работы на Территории ЭССР и Эстонской республике, суд первой инстанции исходил из того, что истица относится к кругу лиц, на которых распространяется действие договора между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года, согласно которого при назначении пенсии Российской Федерацией в трудовой стаж не могут быть включены периоды работы на указанных территориях, в связи с чем, пенсия ей назначена в соответствии с вышеуказанным Договором.
Соглашаясь с принятым по делу судебным решением, судебная коллегия исходила из следующего.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года N400-ФЗ, и действующего в период подачи заявления о назначении пенсии и рассмотрения заявления Пенсионным фондом, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. п. 1, 2 ст. 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 3 ст. 5 Договора).
Пунктом 1 ст. 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданами на территории Российской Федерации.
С учетом системного толкования норм права, а также ввиду того, что стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, выработанный истицей на территории РСФСР или Российской Федерации, за который российская сторона в соответствии с заключенным 14 июля 2011 г. Договором о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашением, регламентирующим порядок его применения, должна выплачивать пенсионное обеспечение, у нее отсутствует, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о включении в трудовой стаж периодов работы на территории Эстонской ССР с 03.12.1979 года по 06.09.1991 года и с 07.09.1991 года по 31.07.1992 года на территории Эстонской республики.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, не имеется.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королевского городского суда Московской области от 25.08.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колбасовой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.