Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Брыкова И.И.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 г. апелляционную жалобу Березкиной Лиры Борисовны на решение Химкинского городского суда Московской области от 31 августа 2015 г. по делу по заявлению Березкиной Лиры Борисовны о признании незаконными действия и решения должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево по неразрешению ввоза и изъятию товара, об обязании должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево признать изъятый товар товаром для личного пользования и вернуть,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Березкина Л.Б. обратилась в суд с требованиями, в которых (с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела) просила признать незаконными действия и решение должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево по неразрешению ввоза и изъятию товара, а также обязать должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево признать изъятый товар товаром для личного пользования и вернуть.
В обоснование требований Березкина Л.Б. указала, что 19 апреля 2015 г. на Шереметьевской таможне были изъяты товары, которые она привезла из Турции для личного пользования. По ее мнению, должностное лицо таможенного органа неправомерно отнесло эти товары к предназначенным не для личного пользования, хотя стоимость товаров не превышала 10 000 евро, платья были двух размеров (ее и ее матери) и разных фасонов, о чем указало в соответствующем уведомлении от 19 апреля 2015 г.
В связи с этим просила суд признать действия и решение сотрудников таможенного поста Аэропорта Шереметьево Шереметьевской таможни незаконными, признать ввезенные заявителем вещи на территорию Российской Федерации товаром для личного пользования, и возложить на Шереметьевскую таможню обязанность вернуть изъятый товар.
В судебное заседание в суде первой инстанции Березкина Л.Б. не явилась, была извещена. Ее представитель по доверенности Баринова А.Г. заявленные требования поддержала.
Представитель Шереметьевской таможни Рязанова О.В. против удовлетворения требований возражала, в материалы дела был представлен письменный отзыв (л.д.32-35).
Решением Химкинского городского суда Московской области от 31 августа 2015 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Березкина Л.Б. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание в суде апелляционной инстанции14 декабря 2015 г. лица, участвующие в деле, не явились, были извещены в установленном порядке. В удовлетворении ходатайства Березкиной Л.Б. об отложении рассмотрения дела, назначенного на 14 декабря 2015 г., судебной коллегией было отказано с учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ. Ранее в судебном заседании представитель Березкиной Л.Б. доводы апелляционной жалобы поддерживала, представитель Шереметьевской таможни против апелляционной жалобы возражал. В связи с изложенным судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 1). Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза; для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, этим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу(пункт 2).
В силу пункта 4 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений - в информационные системы таможенного органа.
Пунктом 2 статьи 201 ТК ТС предусмотрено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 354 ТК РС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом этим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.
Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные этим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к этому Соглашению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Согласно пункту 1 Приложения 3 физические лица могут ввозить на территорию Таможенного союза без уплаты таможенных платежей товары для личного пользования, перемещаемые автомобильным транспортом, при условии, что таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает условия, необходимые для освобождения товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза от уплаты таможенных платежей, а именно: отнесение перемещаемых товаров к товарам для личного пользования и соблюдение количественных и стоимостных ограничений, установленных Приложением N 3 к Соглашению.
Из материалов дела усматривается, что Березкина Л.Б. вместе со своей матерью Березкиной А.И. 19 апреля 2015 г. въехали на таможенную территорию Таможенного союза из Турции (г. Стамбул).
Согласно акту таможенного досмотра (осмотра) от 19 апреля 2015 г., составленного главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур N 1 таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Хайдуковой Е.М. Березкиной Л.Б. ввезены товары народного потребления: торжественная женская одежда (платья - 31 изделие) и комплекты (комбинезоны в количестве 2 шт.), общим весом брутто 30 кг. При этом некоторые фасоны платьев имелись в нескольких экземплярах.
В целях определения того, являются ли товары новыми и какова их рыночная стоимость, была назначена таможенная экспертиза, по результатам которого таможенным экспертом ЭИЦ N 1 ЦЭКТУ ФТС России Кузнецовой Г.О. было составлено заключение от 23 июня 2015 г. о том, что товары являются новыми и их общая стоимость составляет 235 380 руб.
С учетом всех имеющихся у должностного лица таможенного органа данных ввезенные Березкиной Л.Б. товары рассматривались как товары не для личного пользования.
Разрешая заявленные Березкиной Л.Б. требования об оспаривании действий и решения таможенного органа об отнесении ввезенных товаров к товарам не для личного пользования, об обязании вернуть товар, суд исходил из того, что с учетом однородности, количества и характера перемещенных Березкиной Л.Б. товаров решение о признании этих товаров не относящимися к товарам для личного пользования является верным. При этом достаточных доказательств использования данного товара для личных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, Березкиной Л.Б. в суд не представлено и из материалов дела этого не следует.
Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда, которым заявленные Березкиной Л.Б. требования были рассмотрены по существу.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления Пленума от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды не вправе рассматривать дела об оспаривании, в том числе решений, действий (бездействия), связанных с применением норм КоАП РФ; решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования (доказательства по делу, которыми являются и протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении). В этом случае доводы о недопустимости конкретного доказательства либо применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Однако если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при осуществлении производства по этому делу, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ. В таком же порядке могут быть оспорены действия должностных лиц в случае, когда дело об административном правонарушении не возбуждалось.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением установленных статьей 16.4 КоАП РФ случаев недекларирования физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Объектом данного административного правонарушения являются общественным отношения, связанные с таможенным декларированием товара, перемещаемого через таможенную территорию.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что лицом, осуществляющим перемещение товара через таможенную территорию, фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.
Субъектом правонарушения является лицо, перемещаемое товары через таможенную территорию.
Из материалов дела усматривается, что в связи с установлением вышеизложенных обстоятельств перемещения Березкиной Л.Б. товаров через таможенную территорию, 30 июля 2015 г. главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур N 1 таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) вынесено определение о возбуждении в отношении Березкиной Л.Б. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и о проведении административного расследования.
При возбуждении дела об административном правонарушении должностное лицо усмотрело наличие достаточных оснований, свидетельствующих о совершении Березкиной Л.Б. указанного административного правонарушения, а именно недекларирование Березкиной Л.Б. по установленной форме товаров, ввезенных ею не для личного пользования и подлежащих таможенному декларированию.
Постановлением судьи Химкинского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 г. Березкина Л.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей, в том числе, давалась оценка имеющимся в деле доказательствам, выяснялись предусмотренные законом обстоятельства, в частности, связанные с наличием в действиях Березкиной Л.Б. состава вмененного ей административного правонарушения.
Определением судьи Московского областного суда от 15 декабря 2015 г. было прекращено производство по жалобе Бариновой А.Г. на указанное постановление, поскольку Баринова А.Г. не имела полномочий представлять интересы Березкиной Л.Б. в качестве защитника, а сама Березкина Л.Б. жалобу на постановление по делу об административном правонарушении не подавала.
Постановление судьи от 10 ноября 2015 г. о привлечении Березкиной Л.Б. к административной ответственности вступило в законную силу.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые по рассматриваемому делу действия и решение должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево по неразрешению ввоза и изъятию товара, неразрывно связаны с конкретным делом об административном правонарушении и производство по этому делу не было прекращено, в связи с чем такие действия не могут быть предметом самостоятельного обжалования (то есть вне рамок дела об административном правонарушении) и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы Березкиной Л.Б. Оценка соответствующим действиям и решениям таможенного органа давалась судьей городского суда при рассмотрения возбужденного в отношении Березкиной Л.Б. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, а также могла даваться в дальнейшем при рассмотрении жалоб на это постановление.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 и пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
С учетом того, что оспариваемые действия и решение таможенного органа фактически связаны с установлением объективной стороны вмененного Березкиной Л.Б. административного правонарушения и с судьбой предмета этого административного правонарушения (изъятыми у Березкиной и впоследствии конфискованными согласно постановлению судьи товарами), то до прекращения дела об административном правонарушении проверка законности таких действия и решения не может осуществляться за рамками дела об административном правонарушении, в связи с чем производство по делу по заявлению Березкиной об оспаривании действий таможенного органа подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 31 августа 2015 г. отменить, производство по делу по заявлению Березкиной Лиры Борисовны о признании незаконными действия и решения должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево по неразрешению ввоза и изъятию товара, об обязании должностных лиц таможенного поста аэропорта Шереметьево признать изъятый товар товаром для личного пользования и вернуть, - прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.