Заместитель председателя Московского областного суда Боков К.И., рассмотрев жалобу Главы сельского поселения Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты" Журакова В.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 177 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района "данные изъяты" от "данные изъяты" и решение Орехово-Зуевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации сельского поселения Демиховское,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 177 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района "данные изъяты" от "данные изъяты"
юридическое лицо-Администрация сельского поселения Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты", юридический адрес: "данные изъяты",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Орехово-Зуевского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" постановление мирового судьи отменено, и производство по делу прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании ст.2.9 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.12-30-14 КоАП РФ, законный представитель юридического лица просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что сельское поселение "Демиховское" не является субъектом данного правонарушения.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исходя из его материалов и доводов жалобы, прихожу к следующему.
Юридическое лицо Администрация сельское поселение Демиховское привлечено к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предписания государственного лесного инспектора.
Так, из материалов дела следует, что согласно предписанию Государственного лесного инспектора Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес"- Абаренкова С.Е. от "данные изъяты"г. "данные изъяты" Администрация сельского поселения Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты" была обязана в срок до "данные изъяты" провести мероприятия по уборке строительного и бытового мусора в выделе 11 квартала 108 Зуевского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Щербинино с/п Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты".
При этом должностное лицо, вынесшее предписание сослался на нарушение юридическим лицом п.4 части 1 ст.11 и п.18 части 1 статьи 14 Федерального Закона от "данные изъяты"г. "данные изъяты" "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от "данные изъяты" N 131.
В установленные сроки требования предписания выполнены не были, о чем был составлен соответствующий акт от "данные изъяты" и протокол об административном правонарушении от "данные изъяты"
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.19.5 КоАП РФ, мировой судья в обоснование вины сослался на требования п.1 ст.19; ст.51; ст.53.5 Лесного кодекса РФ, а также постановление Правительства РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах".
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Вместе с тем в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и жалобы, поданной на постановление мирового судьи, не была проверена законность предписания Государственного лесного инспектора Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес"- Абаренкова С.Е. от "данные изъяты" "данные изъяты" г.
ч.1ст.19 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно ч. 2 ст. 51 Лесного Кодекса РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.53.5 Лесного Кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается:в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда - Федеральным агентством лесного хозяйства;
В соответствии с п.2 порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или пожарной безопасности или санитарной безопасности, утвержденного приказом Рослесхоза от "данные изъяты" N 471, решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах принимается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 Лесного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
Таким образом, как следует из вышеуказанных нормативных актов, органы местного самоуправления имеют полномочия, в том числе связанные с проведением в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности, в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Ссылка судьей городского суда на требования ч.5 ст. "данные изъяты" от "данные изъяты" года, в соответствии с которыми договоры на вывоз и утилизацию мусора по участкам в составе земель лесного фонда, не предоставленных в пользование гражданам или юридическим лицам, расположенным на территории муниципальных образований, заключают органы местного самоуправления не имеет отношения к вмененному правонарушению, так как "данные изъяты" принят позднее срока, установленного для исполнения предписания и не имеет обратной силы.
При таких обстоятельствах предписание Государственного лесного инспектора Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО "Мособллес"- Абаренкова С.Е. от "данные изъяты"N9-440/2014г. нельзя признать основанным на нормах закона.
При рассмотрении дела и жалоб на постановление мирового судьи законность предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), судебными инстанциями должным образом не проверялась.
Материалы дела и имеющиеся по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии у Администрация сельского поселения Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты" (на период вмененного правонарушения) обязанности по уборке строительного и бытового мусора в выделе 11 квартала 108 Зуевского участкового лесничества Орехово-Зуевского лесничества вблизи д. Щербинино с/п Демиховское Орехово-Зуевского муниципального района "данные изъяты".
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления, не доказаны.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи 177 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района "данные изъяты" от "данные изъяты" и решение Орехово-Зуевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации сельского поселения Демиховское, подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные выше судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи 177 судебного участка Орехово-Зуевского судебного района "данные изъяты" от "данные изъяты" и решение Орехово-Зуевского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации сельского поселения Демиховское, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.
Заместитель председателя суда К.И. Боков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.