Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Поштацкой В.Е.
при секретаре Сидорове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 7 октября 2015 года, которым постановлено:
Признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани от 07.04.2015 г.
N в перерасчете пенсии
Никоновой А.А. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани включить в общий трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, периоды работы на территории Эстонской ССР: с 31 августа 1981 г. по 01 октября 1986 г. в
"
...
" лечебно-трудовом профилактории МВД ЭСС в должности инспектора спецчасти; с 01 октября 1986 г. по 18 мая 1987 г. в Объединенном предприятии "
"
...
""
"
...
" объединения общественного питания в должности старшего бухгалтера; с 01 июня 1987 г. по 11 января 1990 г. в Объединенном предприятии "
"
...
"" в должности бухгалтера и старшего бухгалтера.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани произвести перерасчет размера пенсии
Никоновой А.А. с учетом включенных периодов с 19 октября 2013 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани и Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области по доверенностям Артемьевой Ю.Е., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Никоновой А.А. по доверенности Махибороды М.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никонова А.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани о признании решения незаконным, включении в общий трудовой страж периодов работы и перерасчете размера пенсии. В обоснование требований указала, что с 19.10.2013 года ей назначена трудовая пенсия по старости. Расчет пенсии произведен из общего трудового стажа 17 лет 21 день, в который были включены периоды работы только на территории Российской Федерации. Периоды работы с 31.08.1981 г. по 01.10.1986 г. в
"
...
" лечебно-трудовом профилактории МВД ЭССР, с 01.10.1986 г. по 18.05.1987 г. в Объединенном предприятии "
"
...
""
"
...
" объединения общественного питания, с 01.06.1987 г. по 11.01.1990 г. в Объединенном предприятии "Таллин-Балти" не включены пенсионным органом в общий трудовой стаж, что привело к уменьшению размера пенсии. 16.03.2015 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани с заявлением о включении в стаж спорных периодов работы и перерасчете пенсии. Ответчик письмом от 07.04.2015 г.
N отказал в удовлетворении указанных требований. Просила суд признать отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани от 07.04.2015 г.
N незаконным; обязать ответчика включить в её трудовой стаж спорные периоды работы на территории Эстонской Республики и обязать произвести перерасчет размера пенсии с 19.10.2013 года.
Представитель ответчика исковые требования Никоновой А.А. не признал.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истицы Махиборода М.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав объяснения представителей сторон, находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого решения суда.
Основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является существенное нарушение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанций и выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, с 19.10.2013 года Никоновой А.А. назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Расчет трудовой пенсии произведен из продолжительности общего трудового стажа до 01.01.2002 года - 17 лет 21 день, в который включены периоды работы на территории Российской Федерации. Периоды работы истицы на территории Эстонской ССР: с 31.08.1981 г. по 01.10.1986 г. в
"
...
" лечебно-трудовом профилактории МВД ЭССР в должности инспектора спецчасти, с 01.10.1986 г. по 18.05.1987 г. в Объединенном предприятии "
"
...
""
"
...
" объединения общественного питания в должности старшего бухгалтера, с 01.06.1987 г. по 11.01.1990 г. в Объединенном предприятии "
"
...
"" в должности бухгалтера и старшего бухгалтера не включены пенсионным органом в ее общий трудовой стаж.
Сообщением от 07.04.2015 г.
N ответчик отказал Никоновой А.А. в перерасчете пенсии с учетом периодов работы в Эстонской ССР.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении Никоновой А.А. в общий трудовой стаж периодов работы на предприятиях, расположенных на территории Эстонской ССР, и обязывая ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом данных периодов, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и положения Договора, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., исходил из того, что трудовая деятельность осуществлялась истицей на территории бывшего СССР и в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами она имеет право на пенсионное обеспечение по старости наравне с другими гражданами Российской Федерации. При этом суд указал, что названным Договором при назначении пенсии предусмотрен учет периодов пенсионного стажа, приобретенных на территориях стран - участников Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, а также предусмотрено суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Сторон Договора, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, при условии несовпадения во времени периодов приобретения данного стажа.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п. 1). Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п. 2).
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
6 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, 21.11.2013 года ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области направило в Департамент социального страхования Эстонской Республики формуляр об обращении за пенсией Никоновой А.А. и формуляр о пенсионном стаже истицы с указанием периодов трудовой деятельности, включаемой в пенсионный стаж по законодательству Российской Федерации.
Согласно данным формуляра о пенсионном стаже Никоновой А.А., уведомления об установлении пенсии от 26.11.2013 года, выданным Департаментом социального страхования Эстонской Республики, Эстонская Республика признает право истицы на назначение и выплату части пенсии за счет средств Эстонской Республики за страховой стаж, приобретенный на ее территории, продолжительностью 8 лет 3 месяца 30 дней (с учетом периодов страхового стажа с 31.08.1981 г. по 18.05.1987 г. и с 01.06.1987 г. по 11.01.1990 г.). При этом ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что право на получение пенсии имеет достигшее 63-летнего возраста лицо, а начиная с 01.01.2017 года лица, рожденные в 1958 году, имеют право на получение пенсии в возрасте 64 года 3 месяца.
С учетом того, что право на назначение пенсии по старости согласно законодательству Российской Федерации возникло у истицы без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству Эстонской Республики, у суда не имелось оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани обязанности включить Никоновой А.А. в общий трудовой стаж периоды её работы на территории Эстонской ССР, а также произвести перерасчет размера пенсии с учетом данных периодов.
Вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа пенсионного органа в принятии к зачету при определении размера пенсии периодов работы истицы на территории Эстонской Республики, является неверным.
Выводы суда о том, что работа на территории Эстонии подлежит зачету в "российский" стаж на общих основаниях, противоречит условиям Договора. Положений о том, что стаж, приобретенный в период до распада СССР, при определении размера пенсии по старости подлежит учету на общих основаниях, без особенностей, установленных Договором, данный международный акт не содержит, а напротив, определяет, что подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Указанные выводы суда основаны на ошибочном толковании положений закона и условий Договора, учитывая, что право на "российскую" пенсию по старости у истицы возникло без учета пенсионного стажа, приобретенного по законодательству Эстонии (п. 2 ст. 5 Договора).
Пункты же 3, 4 статьи 5 Договора, устанавливающие суммирование пенсионного стажа, в данном случае не могут быть применены, поскольку они регулируют вопросы назначения пенсии при недостаточности пенсионного стажа, дающего право на назначение пенсии.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Никоновой А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Рязани нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судом неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, судебная коллегия находит возможным отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Никоновой А.А. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 7 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований
Никоновой А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани о признании решения незаконным, включении в общий трудовой стаж периодов работы и перерасчете размера пенсии.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.