Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Желтышевой А.И., Бочкова Л.Б.
при секретаре: Багровой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шестакова АГ на решение Самарского районного суда г. Самары от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шестакова АГ к УФМС России по Самарской области Министерству финансов РФ, о признании незаконными отказа в регистрации по месту пребывания, компенсации морального вреда и вреда здоровью - отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Самарского суда Салдушкиной С.А., возражения на жалобу представителя УФК по Самарской области - Миронова М.А. (по доверенности), представителя УФМС России по Самарской области - Чихачевой М.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Шестаков А.Г. обратился в суд с иском к отделу УФМС России по Самарской области, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда и возмещении вреда здоровью, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он обратился за предоставлением государственной услуги - добровольной регистрация по месту пребывания через портал Госуслуг РФ. В назначенное время ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он прибыл с паспортом, документами по найму/поднайму помещения для оформления регистрации по месту пребывания.
Отделом Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти у истца затребовано предоставление не предусмотренных законодательством документов и не предусмотренное присутствие собственника жилого помещения, а также отказано в приеме установленных законодательством документов, для оказания данной государственной услуги.
Истец полагает, что ввиду неоказания ему государственной услуги регистрации по месту пребывания нарушены право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, возможность трудоустроиться и право на труд, возможность участвовать в выборах, достоинство личности, в виде создания препятствий по осуществлению гражданином его прав, и незаконным возложением на гражданина обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Истцу причинены физические страдания, которые выразились в форме болевых ощущений в области сердца, в связи с необоснованным принуждением к выполнению обязанностей, не предусмотренных законом, и нравственные страдания, вызванные нарушением его личных нематериальных благ, которые вызывают у истца постоянную психологическую тревогу о возможности существования и выживания при выборе места пребывания в пределах Российской Федерации для выполнения трудовых обязанностей и дополнительные переживания, приводящие к физическим болям.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд (с учетом уточнений) обязать УФМС РФ по Самарской области зарегистрировать его по месту пребывания с выдачей свидетельства установленной формы N 3 и взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда и вреда здоровью в размере 110 000 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Шестаков А.Г. просит решение суда отменить и вынести новое решение по делу об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ему не оказана государственная услуга по регистрации по месту пребывания незаконно, чем нарушены его права.
В заседании судебной коллегии представители ответчиков Министерства финансов РФ по Самарской области и УФМС России по Самарской области просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении жалобы без его участия.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, считая его законным и обоснованным.
В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.
Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
В соответствии с п. 15 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
По смыслу Административного регламента при оказании государственной услуги о регистрации граждан по месту пребывания органы миграционного учета должны располагать данными, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления жилого помещения для проживания.
Для этого закон в случае регистрации в квартире, принадлежащей гражданину на праве собственности, требует представить заявление собственника о предоставлении жилого помещения для проживания лицам, не имеющим права собственности на данное помещение.
Отсутствие в таком заявлении сведений о государственной регистрации права собственности, если свидетельство о регистрации права не приложено к заявлению о временной регистрации, применительно к п. 11 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) дает правовые основания для того, чтобы предложить гражданину, предоставляющему жилое помещение для проживания, представить в трехдневный срок эти сведения либо само свидетельство, удостоверяющее право собственности.
В противном случае органы миграционной службы лишены возможности исполнить свою обязанность самостоятельно запросить информацию о собственнике жилого помещения и соответственно, оказать государственную услугу надлежащим образом, то есть, не нарушая прав собственника и лиц, которым собственник предоставляет жилое помещение для проживания.
В соответствии с п. 67 Административного регламента при подаче гражданином заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал представляются в электронной форме документы, предусмотренные пунктом 25.3 Регламента, а также адресный листок прибытия по форме N 2 (приложение N 5 к Регламенту), а в случаях, предусмотренных пунктом 61 Регламента, дополнительно представляется листок статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) путем заполнения интерактивных форм.
Сотрудник органа регистрационного учета просматривает документы, указанные в пункте 67 Регламента, в электронной форме (контроль целостности).
Далее сотрудник органа регистрационного учета проводит проверку сведений, указанных гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания:
по адресно-справочным учетам;
по автоматизированной базе данных ФМС России;
по учетам уполномоченных органов, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, на наличие и принадлежность указанного в заявлении жилого помещения.
По завершении проверки сотрудник органа регистрационного учета направляет гражданину уведомление, которое доступно для просмотра заявителю с использованием Единого портала, с предложением в 3-дневный срок с даты получения уведомления в приемные часы прибыть в орган регистрационного учета и предъявить документ, удостоверяющий личность, а также заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию, копию документа, являющегося основанием для временного проживания в заявленном им жилом помещении. Уведомление должно содержать фамилию, имя, отчество сотрудника органа регистрационного учета, направившего уведомление, и номер служебного телефона.
Если гражданин не прибыл в 3-дневный срок с даты получения уведомления в орган регистрационного учета с документами, указанными в пункте 69 Регламента, рассмотрение заявления прекращается, о чем заявителю направляется уведомление, которое доступно для просмотра заявителю с использованием Единого портала. В уведомлении разъясняется порядок регистрации по месту пребывания при подаче заявления в форме электронного документа (п. 75 Административного регламента).
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ через Единый портал Госуслуг поступило электронное заявление истца Шестакова в ОУФМС "адрес" о регистрации по месту пребывания. Заявитель одновременно подал документы, являющиеся основанием для временного проживания, в электронной форме по адресу: "адрес".
Данное заявление было принято, заявитель был приглашен в отдел УФМС с собственником жилого помещения, что истцом не оспаривалось.
Установлено, что собственник жилого помещения ФИО1 в отдел УФМС не явилась, в представленном договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ имелась запись о расторжении договора ДД.ММ.ГГГГ по инициативе наймодателя.
Рассмотрение заявления Шестакова А.Г. прекращено в связи с неявкой лица, дающего согласие на предоставление истцу жилого помещения для постановки на регистрационный учет по месту пребывания, что подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует, что ФИО9 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по указанному адресу.
Сведений о согласии иных участников долевой собственности на вселение и регистрацию по месту пребывания истца не имеется.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец вновь через Единый портал "Государственные услуги" обратился в Федеральную миграционную службу с заявлением о регистрации по месту пребывания по тому же адресу.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО9, которая являясь собственником жилого помещения по адресу: "адрес", категорически возражает против регистрации в её квартире любых лиц, в том числе Шестакова А.Г., а также сообщила, что является участником долевой собственности, что подтверждается материалами дела.
Судом установлено, что данные обстоятельства послужили основанием для прекращения дела ввиду отказа собственника в регистрации.
Правильно проанализировав представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что рассмотрение сотрудниками отдела УФМС России по "адрес" заявлений истца о его регистрации в квартире, расположенной по адресу : "адрес", обоснованно прекращены в связи с неявкой в отдел собственника жилого помещения, что полностью соответствует п. 75 Административного регламента.
При изложенных обстоятельствах, суд также пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий органов УФМС об отказе в регистрации по месту пребывания и возложении обязанности о регистрации истца по месту пребывания не имеется. Прекращение рассмотрения заявлений о регистрации истца по месту пребывания являются правомерными, поскольку органам миграционной службы не представлены согласия собственников жилых помещений на регистрацию истца в данных жилых помещениях.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основаниями для взыскания компенсации морального вреда являются факт незаконного действия (бездействия), наступившие последствия, а также причинно-следственная связь между таковыми.
Доказательств причинения истцу действиями УФМС России по "адрес" физических или нравственных страданий не представлено, в связи с чем оснований для возмещения вреда, предусмотренных ст. 151 ГК РФ, как правильно признал суд, также не имеется.
Выводы суда соответствуют материалам дела, установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда "адрес" от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестакова АГ - без удовлетворения.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.