Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Бредихиной С.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Смоленского района Алтайского края на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года по делу
по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Кожемякиной Т. Л., администрации Смоленского района Алтайского края о признании недействительными постановления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор Смоленского района Алтайского края обратился в суд интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Кожемякиной Т.Л., администрации Смоленского района Алтайского края и с учетом уточнения просил:
признать постановление администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** о предоставлении земельного участка в аренду Кожемякиной Т.Л. с кадастровым номером *** площадью 2499 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", незаконным;
признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, заключенный между администрацией "адрес" и Кожемякиной Т.Л.;
применить последствия недействительности ничтожной сделки: прекратить право аренды Кожемякиной Т.Л. на спорный земельный участок, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ;
обязать Кожемякину Т.Л. передать Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок;
снять с кадастрового учета земельный участок;
признать недействительным постановление администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории";
исключить из единого реестра запись о регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** с кадастровым номером ***, площадью 2499 кв.м., расположенного по адресу "адрес".
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации Смоленского района выявлены нарушения, а именно: после обращения в администрацию Кожемякиной Т.Л. с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в аренду, органом местного самоуправления вынесено постановление, которым утверждена схема расположения границ данного земельного участка на кадастровом плане, с указанием категории земельного участка - земли населенных пунктов, целевого назначения - для ведения личного подсобного хозяйства, после чего между ответчиками заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ ***, сроком действия на три года. Однако, по информации Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству названный земельный участок относится к землям лесного фонда, в связи с чем является собственностью Российской Федерации, следовательно, администрация Смоленского района правом распоряжения земельным участком не обладает.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 12.10.2015 исковые требования удовлетворены частично и постановлено.
Признать недействительной схему расположения границ земельного участка, расположенного по адресу "адрес", на плане территории.
Признать недействительным постановление администрации Смоленского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории".
Признать постановление администрации "адрес" Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ о предоставлении земельного участка в аренду Кожемякиной Т. Л. с кадастровым номером *** площадью 2499 кв. м., расположенного: "адрес", незаконным.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** заключенный между администрацией "адрес" и Кожемякиной Т. Л..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, прекратить право аренды Кожемякиной Т. Л. на спорный земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2499 кв.м., расположенный: "адрес", зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ.
Обязать Кожемякину Т. Л. передать Российской Федерации в лице Главного управления Природных ресурсов и экологии Алтайского края Отделу обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству земельный участок, расположенный по адресу "адрес", с кадастровым номером ***
Снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу "адрес", с кадастровым номером ***
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе администрация Смоленского района Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск прокурора оставить без удовлетворения. В качестве оснований для отмены судебного постановления администрация указала на несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о расположении спорного земельного участка в пределах границ населенного муниципального образования и отнесении его к землям населенных пунктов, поскольку названное подтверждается кадастровым паспортом. При этом показания свидетеля Б.С.Г. - начальника отдела по архитектуре и строительству администрации района о том, что он не выезжал на местность, не свидетельствуют о незаконности действий администрации, так как в обязательность выезда сотрудников при утверждении границ земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Полагает, что стороной истца, каких-либо доказательств отнесения земельного участка к землям лесного фонда не представлено, а имеющиеся в материалах дела информация Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, лесохозяйственный регламент Белокурихинского лесничества, планшеты кварталов, а также таксационные описания оставлены без должной оценки суда. Данные обстоятельства не позволяют говорить о незаконности действий ответчика при переводе земельного участка из одной категории в другую. Обращает внимание, что границы лесничеств устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к которым Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края (до этого Управление лесами Алтайского края) не относится, а передача полномочий субъектам в этой части действующим законодательством не предусмотрена. Названное свидетельствует об отсутствии у Управления полномочий на представление интересов Российской Федерации в настоящем судебном разбирательстве. Не представлено истцом и данных из государственного лесного реестра либо кадастрового учета об отнесении спорного земельного участка к территории лесного фонда. То обстоятельство, что земельный участок покрыт лесом и является лесоустроенным, правового значения не имеет, так как лесные участки могут располагаться не только на землях лесного фонда.
В письменных возражениях Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместитель прокурора Смоленского района Алтайского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив юридически значимые по делу обстоятельства, пришел к выводу о том, что предоставленный в аренду Кожемякиной Т.Л. земельный участок располагается на землях лесного фонда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы жалобы находит несостоятельными по следующим основаниям.
Возникшие правоотношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ установлено, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Частью 3 ст.7 ЛК РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Как следует их положений п.1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч.1 ст.10 ЛК РФ).
При этом в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.5 ст.102 ЛК РФ).
Частями 1,2 и 4 ст.23 ЛК РФ установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Статьей 91 ЛК РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N516, Приказом Рослесхоза от 15.02.2012 N54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
В соответствии с ч.ч.1-3,6 ст.87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 настоящей статьи.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в ч.2 ст.83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Таким образом, отнесение того или иного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, в том числе лесоустроительных планшетов, карт-схем и таксационных описаний лесотаксационных выделов, а также лесохозяйственных регламентов, которые в зависимости от их принадлежности (земли лесного фонда, в частности лесничества или земли населенных пунктов) утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Кожемякина Т.Л. обратилась в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в аренду.
На основании постановления администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории" утверждена схема расположения границ указанного земельного участка на кадастровом плане территории для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3000 кв.м., с указанием категории земли "земли населенных пунктов".
В результате проведенных администрацией района мероприятий земельный участок поставлен на кадастровый учет, о чем ДД.ММ.ГГ внесена запись в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый ***, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для ведения личного подсобного хозяйства", о чем составлен кадастровый паспорт земельного участка.
ДД.ММ.ГГ постановлением администрации Смоленского района Алтайского края *** земельный участок предоставлен в аренду Кожемякиной Т.Л. сроком на три года, о чем в это же день между ответчиками заключен договор аренды земельного участка ***.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве доказательств нахождения данного земельного участка на землях лесного фонда, истцом представлены Лесохозяйственный регламент Белокурихинского лесничества, выкопировка из публичной кадастровой карты, карта-схема Белокурихинского лесничества, планшет кварталов N ***, ***, а также таксационные описания этих кварталов.
Доказательств того, что спорный земельный участок расположен вне пределов лесного фонда (в пределах границ населенного пункта), ответчиками в нарушении ч.1 ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд первой инстанции верно пришел к выводу о расположении предоставленного в аренду Кожемякиной Т.Л. земельного участка на землях лесного фонда.
Как усматривается из материалов дела, спорный земельный участок покрыт растительностью, располагается в квартале *** Белокурихинского лесничества, что помимо прочего подтверждается Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом управления лесами Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** являющего вопреки доводам жалобы на тот момент уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений, в ведении которого находились, в том числе разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств (п.п.1,5.4 Положения об управлении лесами Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***), что также исключает нахождение земельного участка на землях населенных пунктов, поскольку в обратной ситуации (нахождение земельного участка в границах населенных пунктов) орган местного самоуправления самостоятельно утверждает лесохозяйственный регламент (ч.3 ст.87 ЛК РФ).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что стороной истца не представлено объективных доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда, противоречат обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, по результатам оценки представленных по делу доказательств и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут повлечь отмену либо изменение судебного постановления.
Кроме того, согласно представленному Отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству по запросу судебной коллегии свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ "адрес" лесной участок из состава земель лесного фонда (защитные леса), общей площадью 676750000,00 кв.м., расположенный, в том числе на территории "адрес" Алтайского края, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГ по акту приема-передачи *** ГОУ СПО " "данные изъяты"" передало управлению лесами Алтайского края в лице Отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Белокурихинскому лесничеству закрепленный за техникумом лесной участок (по типу категории: защитные леса), расположенный на территории "адрес", состоящий из кварталов ***, и отнесенный к землям лесного фонда.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что спорный земельный участок расположен не на землях лесного фонда, как у суда первой инстанции, так и судебной коллегии не имеется.
Поскольку в настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в области лесных отношений является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края (п.2.2 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***), доводы жалобы об отсутствии у Управления полномочий по представлению в своем лице интересов Российской Федерации в настоящем споре являются несостоятельными.
Принимая во внимание, что факт расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда нашел свое подтверждение в судебном заседании, что в свою очередь свидетельствует об отнесении его на основании ч.1 ст.8 ЛК РФ к федеральной собственности, ограничении его в обороте (п.5 ст.27 ЗК РФ) и использовании строго по целевому назначению (ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"), учитывая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации осуществляется государством (п.2 ст.9 ЗК РФ), которое передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление соответствующих полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков, в частности в аренду (п.2 ч.1 ст.83 ЛК РФ), а поскольку администрация Смоленского района Алтайского края соответствующими полномочиями на распоряжение земельным участком, в том числе установление границ, перевод земельного участка из одной категории в другую не обладает, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о признании недействительными схемы расположения границ земельного участка, постановления администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении схемы расположения границ земельного участка на плане территории", а также незаконным постановления администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** о предоставлении земельного участка в аренду Кожемякиной Т.Л.
Учитывая названные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитал подлежащими удовлетворению и требования прокурора о признании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ *** недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Доводов о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений ст.ст.55,56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст.67 ГПК РФ.
Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Смоленского района Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.