Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению
Ларионовой Г. В., Осинцева А. В., Осинцева Р. В. об оспаривании решений государственного органа.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларионова Г.В., Осинцев А.В., Осинцев Р.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю) от ДД.ММ.ГГ "номер" о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В обоснование заявленных требований указали на то, что решением Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ за ними признано право собственности на жилой дом "номер" по "адрес". Данное право зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула вынес распоряжение "номер" о предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному адресу, в котором указано на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - индивидуальные жилые дома, код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.1. ДД.ММ.ГГ заявителями получен межевой план участка. Невозможность осуществления постановки участка на государственный кадастровый учет филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю объясняет отсутствием в качестве приложения к межевому плану акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид условно разрешенного использования земельного участка. Вместе с тем, выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка препятствует отсутствие правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта на земельный участок.
При рассмотрении дела административные истцы также просили признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГ "номер", которое вынесено после обращения в суд по истечении периода, на который приостанавливалось осуществление кадастрового учета, поскольку такой отказ нарушает право на оформление земельного участка в собственность.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ заявление Ларионовой Г.В., Осинцева А.В., Осинцева Р.В. удовлетворено: признаны незаконными решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ "номер" о приостановлении осуществления кадастрового учета, от ДД.ММ.ГГ "номер" об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю возложена обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем повторного рассмотрения заявления о постановке вышеназванного земельного участка на кадастровый учет.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые решения органа кадастрового учета вынесены в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Выводы суда о том, что в межевом плане, представленном административными истцами вместе с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, содержится полная и достоверная информация о виде разрешенного использования спорного земельного участка являются неправильными, учитывая, что в распоряжении администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ "номер" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, являющимся приложением к межевому плану, отсутствует указание на установление в отношении данного земельного участка какого-либо вида разрешенного использования, напротив, данное распоряжение содержит указание на необходимость получения разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Следовательно, только орган местного самоуправления, к полномочиям которого относится установление вида разрешенного использования объекта недвижимости, и который в настоящее время является правообладателем спорного земельного участка вправе установить вид разрешенного использования; орган кадастрового учета такими полномочиями не обладает. Кроме того, при рассмотрении дела суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица (административного ответчика) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", что является нарушением норм процессуального права, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю не обладает самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего его юридического лица.
В возражениях на апелляционную жалобу Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились Ларионова Е.Г., представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю Рякшина Е.Г., иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю Рякшину Е.Г., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, заявителя Ларионову Г.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю по приостановлению и отказу в осуществлении кадастрового учета земельного участка, в отношении которого органом местного самоуправления принято решение о предварительном согласовании предоставления такого участка заявителям, о котором имеются сведения о расположении его в определенной территориальной зоне с условно разрешенным видом использования в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом, на что было указано в межевом плане и в распоряжении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, противоречат закону и нарушают права административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Как верно установлено судом и подтверждается материалами дела, Ларионова Г.В., Осинцев А.В., Осинцев Р.В. являются собственниками жилого дома по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ "номер" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "номер" ориентировочной площадью "данные изъяты" га по адресу "адрес". Предварительно согласовано предоставление данного земельного участка (цель использования - для эксплуатации жилого дома). Указано, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж1). Предоставление земельного участка возможно после проведения работ по образованию земельного участка. Ларионовой Г.В. необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ для образования земельного участка, получение разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка - индивидуальные жилые дома. Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.1.
Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, предусматривает, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка (пп. 10, п. 9); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления (п. 10).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе; государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.ч. 2, 3 ст. 1).
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 7Федеральным законом от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в том числе, включаются сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о разрешенном использовании.
ДД.ММ.ГГ административные истцы, действуя через представителя Наумову Т.Г., обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю с заявлением о постановке вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет. ДД.ММ.ГГ указанным учреждением принято решение "номер" о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка. Обстоятельством, послужившим основанием для принятия данного решения, явилось отсутствие акта органа местного самоуправления, подтверждающего вид разрешенного использования земельного участка, в составе представленного межевого плана, согласно которому участок имеет вид разрешенного использования - "Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка 2.1".
ДД.ММ.ГГ филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю принято решение "номер" об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Из материалов дела усматривается, что в период приостановления осуществления кадастрового учета административными истцами предпринимались меры для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Между тем в письме от ДД.ММ.ГГ Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Администрации г. Барнаула указано на невозможность предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт, земельный участок не образован, не учтен в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1); в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2); межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч. 4); образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10); форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12).
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.
Согласно п. 52 Требований вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения).
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года N 834 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, которые распространяются на все расположенные на территории г. Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Требования установленного Правилами градостроительного регламента сохраняются при изменении формы собственности на земельный участок, объект капитального строительства, при переходе права на земельный участок, объект капитального строительства другому правообладателю. Правила применяются, в том числе, при формировании земельных участков, подготовке документов для государственной регистрации прав на земельные участки и объекты капитального строительства, подготовке сведений, подлежащих внесению в государственный кадастр объектов недвижимости.
Содержащиеся в Правилах материалы градостроительного зонирования городского округа - города Барнаула включают в себя: карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (ст. 7).
Статьей 61 Правил определен градостроительный регламент территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1), с определенными основными видами разрешенного использования и условно разрешенными видами использования, в которые включен вид "Индивидуальные жилые дома".
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с п. 70 которого в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Кроме того, п. 21 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, законом прямо предусмотрено, что в случае образования земельного участка на основании схемы расположения земельного участка, в отношении которого не установлен вид разрешенного использования, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является решением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, при этом принятие органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка не требуется.
Принимая во внимание содержащееся в распоряжении о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес" указание на цель использования данного участка - для эксплуатации жилого дома и то обстоятельство, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж1), которая предполагает согласно градостроительному регламенту в качестве условно разрешенного вида использования размещение индивидуальных жилых домов, при том что информация о виде разрешенного использования также содержится в межевом плане, представленном административному ответчику вместе с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что основания для приостановления, а в дальнейшем и для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом неправомерно не привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (административного ответчика) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", несостоятельна, поскольку предметом настоящего дела являлась проверка законности решений, вынесенных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, при этом непривлечение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" к участию в деле прав последнего не нарушает.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.