Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
в отсутствие М.Е.А. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
Н.А.Н. - защитника М.Е.А.,
Пенкиной И.А. - старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета, вынесшей постановление о назначении наказания,
рассмотрев жалобу М.Е.А. на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета Пенкиной И.А. от 17 сентября 2015 года о привлечении индивидуального предпринимателя М.Е.А. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, ее жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета Пенкиной И.А. N ... от 17 сентября 2015 года индивидуальный предприниматель (далее - ИП) М.Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за то, что при осуществлении деятельности по ... по адресу: ... образующиеся отходы деревопереработки - щепа, горбыль, опил, древесная кора, относящиеся к 5 классу опасности, разместила на территории ... непосредственно на почве, на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, без укрытия от атмосферных осадков, учет образовавшихся отходов не ведется, журнал учета образования, "движения" отходов при проверке представлен не был, чем нарушены пункты 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года (л.д.4-5).
Судья Учалинского районного суда Республики Башкортостан по жалобе М.Е.А. принял указанное выше решение от 30 октября 2015 года (л.д.52).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года М.Е.А. предлагает его отменить за необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что прокуратурой дело возбуждено за сброс отходов производства после распиловки непосредственно на почву, а органом надзора привлечена к ответственности за отсутствие учета и движения образовавшихся отходов. Фактически нарушения не совершала, учет образовавшихся отходов ведется, имеются журналы, которые не были представлены, так как не требовались. Также имеется договор на вывоз производственных отходов с МУП " ... ", действующий с 01 марта 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе на водосборные площади и на почву.
Пункт 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7.), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, устанавливает условия временного хранения отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, при которых должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Из материалов дела следует, что Учалинской межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на второе полугодие 2015 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП М.Е.А. при ... на ... по адресу: ... В ходе ... образуются отходы в виде стружки - щепы (опилки). Сброс отходов осуществляется непосредственно на почву без искусственного стойкого покрытия, поверхность площадки не имеет средств защиты от дождя и ветра (л.д.14).
Выявленное нарушение отражено в постановлении и.о. Учалинского межрайонного прокурора Галеева А.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ в отношении ИП М.Е.А. от 31 августа 2015 года (л.д.32-33).
Постановлением должностного лица органа надзора от 17 сентября 2015 года ИП М.Е.А. привлечена к ответственности за нарушение пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3.7 "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7 за то, что образующиеся отходы деревопереработки размещены на территории ... непосредственно на почве, на земельном участке, не имеющем твердого покрытия, без укрытия от атмосферных осадков, отсутствие учета и движения образовавшихся отходов.
Согласно акту проверки Учалинской межрайонной прокуратурой соблюдения законодательства в деятельности ИП М.Е.А. от 28 августа 2015 года, на момент проверки по адресу: ... выявлена функционирующая ... " ... ". На момент проверки станок (пилорама) выключен. Работники отсутствуют Непосредственно рядом с ... на огороженной территории размещены отходы от распила древесины на площади в 30 кв.м высотой до 2 м. Опилки располагаются непосредственно на почве без искусственного покрытия, на площадке не защищенной от ветра и дождя, крыша или навес над отходами отсутствует, что привело распространению опилок на прилегающей территории и загрязнению почвы (л.д.35).
В своих объяснениях от 31 августа 2015 года М.Е.А., не оспаривая осуществление деятельности по ... , не отрицает, что образовавшиеся отходы в виде опилок МУП " ... " своевременно не были вывезены, на момент проверки на территории имелось скопление опилок непосредственно на почве (л.д.34).
Вывод судьи первой инстанции о доказанности вины лица во вмененном правонарушении, связанном с нарушением части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, является верным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах. Правовая оценка действиям лица за нарушение условий временного хранения отходов производства по статье 8.2 КоАП РФ дана правильная.
Событие правонарушения и вина ИП М.Е.А. подтверждены материалами дела, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 августа 2015 года, актом проверки от 28 августа 2015 года, которыми зафиксированы вмененные нарушения экологических требований при обращении с отходами производства, объяснениями М.Е.А. и по существу в жалобе не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Доказательств невозможности соблюдения ИП М.Е.А. названных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Она должна была выполнить обязанность по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, в частности, экологических требований при обращении с отходами производства, что не исполнила, в связи с чем судья первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности ее вины в совершении вмененного правонарушения.
Избранная судом мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения и установлена, исходя из конкретных обстоятельств их совершения в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, из постановления должностного лица о назначении наказания и судебного решения подлежит исключению признание ИП М.Е.А. виновной в нарушении пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", за отсутствие учета образовавшихся отходов, которое не вменено прокурором в постановлении о возбуждении производства по делу, что не влечет изменение состоявшихся по делу актов и не влияет на правильность юридической оценки действий лица за иные установленные нарушения и размер назначенного наказания.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 августа 2015 года и постановление о назначении наказания от 17 сентября 2015 года вынесены с участием М.Е.А. Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии М.Е.А., ее защитника Н.А.Н.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не допущено.
Письменное ходатайство защитника М.Е.А. - Н.А.Н. от 16 ноября 2015 года об отзыве жалобы на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года (л.д.60) подлежит удовлетворению, производство по его жалобе (л.д.55) в вышестоящем суде - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
ходатайство защитника М.Е.А. - Н.А.Н. об отзыве жалобы на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года удовлетворить.
Прекратить производство по жалобе защитника М.Е.А. - Н.А.Н. в Верховном Суде Республики Башкортостан на решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя М.Е.А..
Решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 октября 2015 года об оставлении без изменения постановления старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, председателя Белорецкого территориального комитета Пенкиной И.А. от 17 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя М.Е.А. оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Мухаметкильдин Ф.М.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.