Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Рахматуллиной А.Р.,
с участием В.Г.Р. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
Х.Г.Н. - защитника В.Г.Р., удовлетворив письменное ходатайство В.Г.Р. о допуске Х.Г.Н. к делу в качестве защитника,
М.Г.Э. - представителя Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан,
рассмотрев жалобу В.Г.Р. на решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2015 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Фазыловой Е.Ю. N ... от 05 мая 2015 года о привлечении индивидуального предпринимателя В.Г.Р. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Фазыловой Е.Ю. N ... от 05 мая 2015 года индивидуальный предприниматель (далее - ИП) В.Г.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за то, что при осуществлении деятельности по производству (реализации) ... на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... , территория ... , площадка ... , при котором образуются отходы производства и потребления (обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (маслами), твердые коммунальные отходы, огарки электродов и другие), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, им не проведена инвентаризация образующихся отходов и мест их временного хранения, на территории не организован производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления; в установленном порядке не согласован Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления, не составлены паспорта отходов 1-4 класса опасности, не организован учет образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных других лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, отсутствуют журналы по данному учету, к работе с отходами 1-4 класса опасности допущены лица, не имеющие профессиональную подготовку на право работы с ними, подтвержденную свидетельством об обучении, чем нарушены часть 1 и часть 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 11, часть 3 статьи 14, часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, часть 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (л.д.4-6).
Судья Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан по жалобе В.Г.Р. принял указанное выше решение от 12 ноября 2015 года (л.д. 91-93).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2015 года В.Г.Р. предлагает отменить за необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на отсутствие виновности, что производством и реализацией ... не занимается, этот факт не доказан, в результате чего отходы 1-4 класса не образуются, а те, что в ходе деятельности образуются, не являются опасными веществами, признательное объяснение подписал под влиянием заблуждения.
Изучив материалы дела, выслушав В.Г.Р., его защитника Х.Г.Н., поддержавших доводы жалобы, свидетеля М.Г.Э., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Событие правонарушения и вина ИП В.Г.Р. подтверждены материалами дела, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 апреля 2015 года, заключением по результатам проверки от 26 марта 2015 года, которыми зафиксированы вмененные нарушения экологических требований при обращении с отходами производства, объяснениями В.Г.Р.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП В.Г.Р. при осуществлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно при производстве (реализации) ... по адресу: ... , площадка ... ОАО ... , на земельном участке, находящемся в его безвозмездном пользовании.
При осуществлении деятельности по реализации (производству) ... образуются отходы производства и потребления (обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (маслами); твердые коммунальные отходы, огарки электродов и другие), инвентаризация которых ИП В.Г.Р. не проведена.
При осмотре территории земельного участка ИП В.Г.Р. выявлены нарушения: обнаружена контейнерная площадка для сбора образующихся отходов, на отходы 1-4 классов опасности не составлены паспорта, к работе с отходами 1-4 класса опасности допущены лица, не имеющие профессиональную подготовку на право работы с ними, не организован учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных других лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, отсутствуют журналы по данному учету, на земельном участке обнаружен разлив ...
Доводы жалобы о том, что ИП В.Г.Р. не осуществляется производство ... , для чего требуется соответствующее оборудование, проверены. Материалами дела подтверждено, что ИП В.Г.Р. осуществляется реализация ... , при которой также образуются отходы производства и потребления. В ходе осмотра территории земельного участка, которым владеет ИП В.Г.Р., установлено два неорганизованных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, площадка с емкостями (металлическими ... -литровыми бочками в количестве более ... штук) для временного хранения ... , пост сварки и открытая стоянка для грузового транспорта, обнаружен разлив ... на грунте площадью около ... кв.м, что подтверждается заключением по результатам проверки от 26 марта 2015 года, к которому приложены фотоснимки (л.д. 80-86).
Согласно списку основных средств от 01 апреля 2015 года, представленного ИП В.Г.Р., на балансе ИП В.Г.Р. имеется ... бочек, ... куб.емкость с ... (л.д.87).
Выявленные нарушения зафиксированы в постановлении заместителя прокурора Орджоникидзевского района г.Уфы Голубева И.И. от 17 апреля 2015 года о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ в отношении ИП В.Г.Р., при его участии (л.д. 77).
При даче первоначальных объяснений ИП В.Г.Р. не оспаривал наличие вмененных нарушений и не заявлял о том, что не занимается деятельностью по производству и реализации ... и что обнаруженные емкости, ему не принадлежат (л.д.78). Также В.Г.Р. было заявлено ходатайство о предоставлении рассрочки уплаты штрафов (л.д. 79).
Данных о даче объяснений под давлением, вследствие заблуждения, не имеется.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, видами деятельности ИП В.Г.Р. являются: деятельность прочего сухопутного транспорта, розничная торговля моторным топливом, оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (л.д.8-10).
Вывод судьи первой инстанции о доказанности вины лица во вмененном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, является верным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах. Правовая оценка действиям лица по статье 8.2 КоАП РФ дана правильная.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Доказательств невозможности соблюдения ИП В.Г.Р. названных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Он должен был выполнить обязанность по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, в частности, экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что не исполнил, в связи с чем судья первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности его вины в совершении вмененного правонарушения.
Избранная судом мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения и установлена, исходя из конкретных обстоятельств их совершения в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 апреля 2015 года и постановление о назначении наказания от 05 мая 2015 года вынесены с участием В.Г.Р.
Жалоба судьей районного суда рассмотрена в отсутствие В.Г.Р. при его надлежащем извещении телефонограммой (л.д.70), при участии его защитника Я.И.К.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2015 года об оставлении без изменения постановления старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ Фазыловой Е.Ю. N ... от 05 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя В.Г.Р. оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Фахрисламова Г.З.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.