Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей: Фахретдиновой Р.Ф.,
Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Ломакиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Ленинского района городского округа город Уфа на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 августа 2015года, которым постановлено:
исковые требования ФИО 1, ФИО 2 к Администрации Ленинского района ГО г. Уфа, Администрации ГО город Уфа о признании внеочередного права на получение жилого помещения по договору социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию Ленинского района ГО г. Уфы Республики Башкортостан признать за ФИО 1 и ФИО 2 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке абз.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить во внеочередном порядке ФИО 1 и ФИО 2 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО 1 обратилась с иском к Администрации Ленинского района ГО город Уфа, Администрации ГО город Уфа с требованиями о признании за ней и членом ее семьи ФИО 2 внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставлении по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещении в виде отдельной квартиры с учетом нормы предоставления.
В обоснование требований ФИО 1 указала, что является собственником комнаты 1, площадью 13/, 2 кв.м, расположенной по адресу: адрес проживает в ней вместе с сыном ФИО 2 Решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г.Уфы от 06 мая 1987 года ФИО 1 принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Уфы N ... от 03 апреля 2001гю жилой многоквартирный адрес признан непригодным для постоянного проживания.
Истец, уточнив иск, просила обязать администрацию Ленинского района ГО г.Уфа признать за ней и ФИО 2 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке части 2 статьи 57 ЖК РФ; обязать администрацию ГО г.Уфа РБ предоставить ей и ФИО 2 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом нормы предоставления площади жилого помещения во внеочередном порядке.
Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 02 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований ФИО 1 к администрации Ленинского района ГО город Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО город Уфа РБ о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры с учетом нормы предоставления площади жилого помещения во внеочередном порядке.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2015 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО 1, ФИО 2 - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 июня 2015 года решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2015 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель администрации ГО г.Уфа и администрации Ленинского района ГО г.Уфа РБ Мусина А.А. (по доверенностям), указывая на его незаконность, включение дома, в котором проживает истец в Адресную Программу расселения, предполагающую предоставление равнозначного жилья, также указывает на положения ст.32 ЖК, предоставляющей право на выплату выкупной цены, отсутствие право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО город Уфа и администрации Ленинского района ГО город Уфа РБ Мусина А.А. (по доверенностям), поддержавшего жалобу, представителя МБУ "Служба сноса и расселения" Максурову Е.Н. ( по доверенности), поддержавшей жалобу администрации, ФИО 1, ее представителя ФИО 3 (по устному ходатайству), ФИО 2, поддержавших решение, обсудив доводы жалобы, коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворении в части отсутствия оснований для предоставления истцу жилого помещения по норме предоставления.
Согласно ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из материалов дела следует, что в жилом помещении по адресу: адрес, зарегистрированы и проживают ФИО 1 и ее сын ФИО 2
На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов города Уфы от 06 мая 1987года N ... ФИО 1 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Постановлением главы администрации Ленинского района г.Уфы от 03 апреля 2001г. N ... многоквартирный жилой адрес признан непригодным для постоянного проживания.
С 29 мая 2009г. ФИО 1 является собственником комнаты 1 площадью 13,2 кв.м в указанном доме.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.
Многоквартирный жилой адрес включен в перечень аварийных многоквартирных домов с планируемой датой окончания расселения - 31 декабря 2014 года, с планируемой датой сноса/реконструкции многоквартирного дома - 30 марта 2015 года, однако, расселения истца и сноса дома не произведено до настоящего времени.
Муниципальным бюджетным учреждением "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа РБ от 01 августа 2014г. ФИО 1в качестве альтернативного жилья под расселение жилого помещения предложена комната площадью 17,07 кв.м, расположенная в трехкомнатной квартире по адресу: РБ, адрес, от которой ФИО 1 отказалась.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Как указано выше, ФИО 1 с 06 мая 1987г. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Объяснениями представителя администрации ГО г.Уфа и администрации Ленинского района ГО г.Уфа подтверждено обстоятельство возможного снятия ФИО 1 с очереди в связи с переменой места жительства по предлагаемому ответчиком адресу, и необходимостью постановки ее на учет по другому адресу.
В силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.2.3. Положения об администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в ред. решений Совета городского округа г. Уфа РБ от 18.12.2013 N 26/32, от 26.02.2015 N 42/24, от 31.08.2015 N 49/10) администрация Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принимает решения о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.
П.2.6 Положения об администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в ред. решений Совета городского округа г. Уфа РБ от 29.03.2007 N 23/12, от 16.09.2010 N 28/7, от 13.10.2011 N 41/6, от 28.12.2011 N 45/13, от 30.05.2012 N 5/18, от 29.07.2015 N 48/13) администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обеспечивает малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
При указанном положении ссылка ФИО 1 на возможную потерю очередности неубедительна.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым отнесены граждане, проживающие в жилом помещении непригодным для проживания, не подлежащее ремонту и реконструкции.
Как указано выше, постановлением главы администрации Ленинского района г.Уфы от 03 апреля 2001г. адрес признан непригодным.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит ( принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При указанных обстоятельствах вывод суда об обязании администрации Ленинского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан признать за ФИО 1 и ФИО 2 права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке абз.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ соответствует нормам материального права.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с выводом суда о возложении на Администрацию ГО город Уфа РБ обязанности по предоставлению истцу и ее сыну во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, исходя из нормы представления.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38,47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Правительством РФ 28.01.2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Согласно части 1 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 89 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ) (абзац 4 пункта 37 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу абз. 4 п. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом занимаемого ими жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания.
При указанном положении вывод суда о возложении на Администрацию ГО город Уфа обязанности предоставления в рамках заявленных истцами требований по норме предоставления нельзя признать законным и обоснованным, решение в указанной части подлежит отмене, требования ФИО 1 - отклонению.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 августа 2015 года отменить в части обязания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить во внеочередном порядке ФИО 1 и ФИО 2 по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности.
В отмененной части вынести новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО 1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить во внеочередном порядке ФИО 1 и ФИО 2 по договору социального найма, отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: Р.Ф. Фахретдинова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья ФИО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.