Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т..
судей: Мугиновой Р.Х.
Батршиной Ю.А.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО1 на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление С.И.Н., Г.З.А., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. к Администрации ГО адрес удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО адрес в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес С.И.Н., Г.З.А., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 615 кв.м., с кадастровым номером N N ... , расположенного по адресу: адрес, с указанием долей в праве собственности пропорционально долям в праве собственности истцов на жилой дом, расположенный па данном земельном участке, по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.И.Н., Г.З.Л., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. обратились в суд с иском к Администрации ГО адрес с требованием обязать Администрацию ГО г Уфа в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес С.И.Н., Г.З.А., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 615 кв. м, с кадастровым номером N N ... , расположенного по адресу: адрес, с указанием долей в праве собственности пропорционально долям в праве собственности истцов на жилой дом, расположенный на данном земельном участке, по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, мотивируя тем, что являются сособственниками жилого дома, расположенного на данном земельном участке. На заявление от дата. о предоставлении земельного участка за плату, дата. ответчик ответил отказом, поскольку земельный испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и на основании решения Совета ГО адрес Республики Башкортостан N ... (ред. от дата) спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем, предоставление в собственность земельного участка не представляется возможным.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из статьи 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, истцам С.И.Н., Г.З.А., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом площадью 51 кв.м., расположенный по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРП от дата. (л.д. 11).
Указанный жилой дом, расположен на земельном участке по адресу: адрес, общей площадью 615+/-9 кв.м., кадастровый N ... (предыдущий N ... ), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, поставлен на кадастровый учет дата, находится в зоне Ж-3.
дата истцы С.И.Н., Г.З.А., Ж.О.Н., С.А.Б., С.И.В. обратились к ответчику Администрацию ГО адрес с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адрес N N ... от дата в предоставлении земельного участка истцам было отказано, в связи с тем, что Согласно решению Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N ... (в ред. от дата) земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель в соответствии с пп.13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Как усматривается из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.09.2015г. в отношении земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 615 кв.м. расположенного по адресу: адрес, каких-либо ограничений (обременении) не зарегистрировано (л.д. 40).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказом органа местного самоуправления нарушено исключительное право собственников жилого здания на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено в размерах, необходимых для его обслуживания в соответствии с разрешенным назначением. Нахождение земельного участка в границах красных линий не является доказательством ограничения его оборотоспособности, так как он не находится в существующих границах земель общего пользования, по нему не проходят линейные объекты. Кроме того, испрашиваемый земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает выводы суда законными, основанными на правильном применении норм материального права.
Между тем, сведений о государственной регистрации ограничений прав на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним во исполнение пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от дата N ... "О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд", ответчиком не предоставлено.
Согласно ст. 70.1. Земельного Кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от дата N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от дата N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от дата за N ... решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Судом правильно определены и установлены юридически значимые обстоятельства: земельный участок не находится в границах существующих земель общего пользования и на нем не расположены линейные объекты. Следовательно, положения пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащего запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых объектами, используемыми неограниченным кругом лиц, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Представленный кадастровый паспорт земельного участка N ... от дата не содержит сведений о вхождении спорного земельного участка в границы красных линий, не усматривается таковых сведений и в данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от дата (л.д.40)
Таким образом, судебная коллегия находит не состоятельным довод жалобы о вхождении спорного земельного участка в границы красных линий и невозможности его предоставления за выкуп в собственность истца.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал отказ органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы собственника жилого дома, имеющего в силу статьи 1 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором оно расположено, поскольку испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте.
Ссылка представителя ответчика о невозможности государственной регистрации ограничения права на земельный участок в связи с его резервацией для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа адрес Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по причине отказа ее проведения регистрирующим органом, не является основанием для признания спорного земельного участка ограниченным в обороте, поскольку основан на неправильном применении пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель, указывая в приведенной норме права виды ограничений прав в использовании земельных участков, ссылается и на иные ограничения использования земельных участков в случаях установленных Земельных кодексом Российской Федерации, федеральными законами, к категории которых относится, в том числе резервирование земель для государственных или муниципальных нужд (статья 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал об отсутствии оснований для признания спорного земельного участка зарезервированным для муниципальных нужд. В связи с чем, земельный участок площадью 615 кв.м., с кадастровым номером N N ... расположенного по адресу: адрес, не ограничен в обороте и может быть предоставлен в собственность за плату собственникам жилого дома по выкупной стоимости земельного участка, действовавшей на момент их обращения в орган местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены законного и обоснованного судебного постановления, содержат суждения о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами, вследствие чего решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Таким образом, жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Р.Х. Мугинова
Ю.А. Батршина
Справка: судья Галлямова М.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.