Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 22 декабря 2015 г. по делу N 33а-546/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Литвинова В.С. и Пересады А.Н., при секретаре Коростелеве А.С., с участием представителя административного истца Макоклюева Д.А. и представителя административных ответчиков Лукиной Е.Б., рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе последней на решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 7 октября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Лушина Д. А. об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения (далее по тексту - командующий РВСН) и командира войсковой части _, связанных с увольнением его с военной службы без предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., выступления представителя административных ответчиков в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административного истца, полагавшего необходимым судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Лушин через своего представителя Макоклюева обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными и отменить приказ командующего РВСН об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказ командира воинской части об исключении из списков личного состава части без предоставления жилого помещения по избранному после увольнения постоянному месту жительства. Кроме того, заявитель просил взыскать в его пользу с административных ответчиков понесенные им судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя и уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд, в общей сумме 15 300 руб.
Суд первой инстанции требования административного истца удовлетворил частично, признал незаконными и отменил приказы командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 (по личному составу) и командира войсковой части _ от 15 июля 2015 года N 131 (по строевой части) об увольнении Лушина с военной службы и исключении его из списков личного состава части соответственно и обязал командира названной части восстановить Лушина в списках личного состава, обеспечив его положенными видами довольствия за период необоснованного увольнения.
Кроме того, суд взыскал с Филиала _ ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области" в пользу Лушина понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб., а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части требований судом было отказано.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, представитель административных ответчиков Лукина в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований Лушина.
В обоснование своей позиции автор жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Так, вина должностных лиц в увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава без предоставления ему жилого помещения отсутствует.
Поскольку отказ Лушина от распределенного ему жилья не был связан с доплатой за превышение общей площади жилого помещения, то, по мнению автора жалобы, препятствий для его увольнения с военной службы не имелось, в связи с чем оспариваемые действия воинских должностных лиц являются правомерными.
В заключение автор жалобы утверждает, что согласия Лушина на увольнение с военной службы также не требовалось, поскольку он отказался от предложенной ему жилищной субсидии.
В суде второй инстанции представитель административных ответчиков апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержала, пояснив при этом, что в случае даже однократного отказа военнослужащего от предложенной квартиры ему вне его желания будет предоставлена жилищная субсидия, в связи с чем он подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилого помещения и безусловному увольнению с военной службы.
В свою очередь представитель административного истца, полагая апелляционную жалобу необоснованной, просил суд оставить ее без удовлетворения.
Выслушав выступления участвующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Вопреки мнению автора жалобы, обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как установлено по делу и не оспаривается автором жалобы, Лушин проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части _, дислоцированной в _ Московской области, где он обеспечен специализированным жилым помещением. Имея выслугу более 10 лет, заявитель состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по последнему месту службы - в _ Московской области.
27 ноября 2009 года Лушин обратился к командиру войсковой части _ с рапортом, в котором просил обеспечить его жильем, после чего представить к увольнению с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Согласно извещению о распределении жилого помещения от 21 апреля 2015 года, заявителю на состав семьи один человек распределено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью 41 кв. м (превышение 5 кв. м) по адресу: _, от получения которого Лушин отказался в связи с нахождением его в населенном пункте, отличном от избранного им места жительства после увольнения с военной службы.
26 июня 2015 года в ходе беседы перед увольнением в запас Лушин возражал против своего увольнения без обеспечения жилым помещением по договору социального найма (л.д. 12).
Вместе с тем, заявитель, будучи необеспеченным жилым помещением, представлен к увольнению с военной службы по указанному основанию, что и было реализовано приказом командующего РВСН от 26 июня 2015 года N 121 (по личному составу).
7 августа 2015 года Лушин на основании приказа командира войсковой части _ от 15 июля сего года N 131 (по строевой части) исключен из списков личного состава воинской части.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 23 того же закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Вышеуказанная норма закона запрещает увольнять определенную категорию военнослужащих без их согласия до предоставления им жилья и применяется лишь к военнослужащим, изъявившим желание получить такое жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспеченности жильем по последнему месту военной службы, то есть в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.
Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Таким образом, абзац 2 п. 1 ст. 23 указанного федерального закона, являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение указанных в нем военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы.
Согласно абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абз. 12 п. 1 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Из анализа вышеприведенной нормы следует, что обязательным условием предоставления жилья с оплатой за превышение нормы предоставления площади жилого помещения является согласие самого военнослужащего.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции, вопреки доводам автора жалобы, пришел к правильному выводу о том, что Лушин, как необеспеченный по месту военной службы жилым помещением для постоянного проживания и состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях, без его согласия не мог быть уволен в запас без предоставления жилого помещения по установленным нормам по месту военной службы, в связи с чем оспариваемые заявителем приказы должностных лиц являются незаконными и подлежат отмене.
Что же касается довода Лукиной о том, что Лушин в связи с отказом его от получения жилого помещения и жилищной субсидии подлежит увольнению с военной службы без его согласия, то он является несостоятельным, поскольку действующее законодательство не предусматривает увольнение военнослужащих с военной службы, без согласия до обеспечения их жильем по месту военной службы.
При таких обстоятельствах иные доводы автора апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения, по убеждению судебной коллегии, под сомнение не ставят и основанием для его отмены не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Краснознаменского гарнизонного военного суда от 7 октября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Лушина Д. А. об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения и командира войсковой части 95501, связанных с увольнением его с военной службы без предоставления жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.