Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Охотской Н.В.
судей
Кордюковой Г.Л.,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Любимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2015 года административное дело N 2-3187/2015 по апелляционной жалобе ЛММ, ЛИА на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2015 года по иску ЛММ, ЛИА в своих интересах и интересах несовершеннолетних ЛММ, ЛЛМ, ЛАМ к администрации "адрес" Санкт-Петербурга об обязании назначить единовременную выплату и выдать сертификат "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Охотской Н.В., объяснения представителя ЛММ - МКА, представителя ЛИА, ЛММ - Ференс - САА поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - МЕБ, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга с требованиями об обязании назначить единовременную компенсационную выплату при рождении ребенка (усыновлении ребенка до шести месяцев) на приобретение предметов детского ассортимента и продуктов детского питания и выдать сертификат "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге".
В обоснование иска указано, что истцы являются гражданами Российской Федерации, имеют троих несовершеннолетних детей: ЛММ, "дата" года рождения, ЛЛМ, "дата" года рождения и ЛАМ, "дата" года рождения.
Семья Л фактически проживает по адресу: "адрес" с 2005 года. Иных мест проживания или жилых помещений в собственности не имеют. В 2013 года после рождения третьего ребенка ЛИА обратилась в СПбГУ "Многофункциональный центр Петроградского района" с целью получения единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка и Сертификата "Материнский (семейный) капитал" в Санкт-Петербурге". В принятии заявления ЛИА отказано, по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.
Истцы указывают, что ЛИА с несовершеннолетними детьми зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес", временная регистрация предоставлена собственником квартиры КЛВ
ЛММ постоянно зарегистрирован в "адрес". Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили обязать администрацию Петроградского района назначить единовременную компенсационную выплату по рождению ЛАМ "дата" года рождения, обязать администрацию Петроградского района выдать сертификат "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" по рождению ЛАМ
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований ЛММ, ЛИА отказано.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель администрации Петроградского района Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия не явившихся в судебное заседание ЛММ, ЛИА, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие их надлежащее извещение, учитывая, что интересы истцов в апелляционной инстанции представляют уполномоченные доверенностью лица.
Судебная коллегия, выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 принят "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 09.11.2011), которым установлены меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Социального кодекса Санкт-Петербурга семьям, имеющим детей, предоставляются компенсационные выплаты:
1) единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания назначается в следующих размерах:
33588 рублей 6 копеек - при рождении третьего и последующих детей.
Согласно п. 3 ст. 17 Социального кодекса Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1, пунктом 4 статьи 19 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно пп. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, необходимы следующие документы:
Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания).
Согласно п. 2.3, пп. 2.3.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) утвержденного Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 59-р при личном обращении граждан, имеющих право на получение государственной услуги, представляются: документы, подтверждающие место жительства родителей (родителя, законного представителя) и ребенка в Санкт-Петербурге (справка регистрации по месту жительства по форме N 9).
Согласно п. 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до шести месяцев) утвержденного Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 59-р основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является непредставление заявителем всех документов, указанных в п.2.3 Регламента.
В соответствии с п. 6 ст. 19, ст. 20 Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 также предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, дачного строительства и получения образования ребенком (детьми) в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их организационно-правовых форм, в виде материнского (семейного капитала) в Санкт-Петербурге.
Размер материнского (семейного) капитала в Санкт-Петербурге, для категорий граждан, имеющих право на предоставление указанной дополнительной меры социальной поддержки, условия и порядок ее предоставления определяются Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2011 N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге".
В соответствии с п.1 ст.2 Закона N 810-151 Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге. Место жительства гражданина устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона N 810-151, порядок представления и рассмотрения заявления и документов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга. Соответствующий Порядок утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. N 172 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт- Петербурге", принятом в соответствии с Законом N810-151.
Пункт 5 указанного Порядка, содержит перечень необходимых документов. Так к необходимым документам отнесены документы, содержащие данные органов регистрационного учета, в случае отсутствия: указанных сведений в Информационной городской базе данных "Население. Жилой фонд" (справка о регистрации по месту жительства владельца сертификата (форма 9) либо решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, Статья 4 Социального кодекса устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены Социальным кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных Социальным кодексом. Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Таким образом, законодателем Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции введена правовая норма, на основании которой осуществляется определение места жительства гражданина для целей предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга. Соответственно, в настоящее время в силу положений Социального кодекса, место жительства гражданина может быть определено только на основании данных регистрационного учета либо на основании решения суда.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Указанная правовая норма приведена в редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начавшей свое действие с 03 января 2014 года.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в действующей редакции) одним из критериев, в соответствии с которыми жилое помещение признается местом жительства гражданина, является его регистрация в этом помещении по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 г. N 529-0-0 отмечал, что отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом законодатель субъектов Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения. Субъект Российской Федерации, устанавливая порядок и условия дополнительного обеспечения, вправе определить круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Из материалов дела усматривается, что ЛММ и ЛИА имеют троих несовершеннолетних детей: ЛММ "дата" года рождения, ЛЛМ "дата" года рождения и ЛАМ "дата" года рождения.
ЛИА (с "дата" по "дата") и несовершеннолетние ЛММ (с "дата" по "дата"5 года), ЛЛМ (с "дата" по "дата") и ЛАМ (с "дата" по "дата") зарегистрированы по месту пребывания, по адресу: "адрес".
"дата" ЛИА обратилась в администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга с заявлением о назначении единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка.
Распоряжением администрации Петроградского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... -ОСЗН ЛИА отказано в начислении единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка на дочь ЛАМ в связи с отсутствием права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить единовременную компенсационную выплату при рождении ребенка (усыновлении ребенка до шести месяцев) на приобретение предметов детского ассортимента и продуктов детского питания и обязании выдать сертификат на "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" суд первой инстанции исходил из того, что при подаче ЛИА документов на назначение единовременной компенсационной выплаты, ею нарушены положения вышеназванных норм законодательства Санкт-Петербурга, а именно: не представлены документы, подтверждающие место жительства родителей (родителя, законного представителя) и ребенка в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства по форме N9), и поскольку при определении права на единовременную компенсационную выплату и выдачу сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" отсутствовала возможность установления места жительства ЛИА и ЛМА в Санкт-Петербурге, указанное право у ЛИА не возникло.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не установлено место проживания ЛИА и ее несовершеннолетних детей на территории Санкт-Петербурга не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела требований об определении места жительства на территории Санкт-Петербурга не заявлялось, нормами действующего законодательства, не предусмотрена обязанность суда выйти за пределы исковых требований в рассматриваемом случае, в связи с чем, суд обоснованно на основании ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение по заявленным исковым требованиям.
Иные доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с указанными выше выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что, разрешая спор сторон, суд правильно оценил собранные по делу доказательства, верно определилюридически значимые по делу обстоятельства, правильно оценил все доводы сторон и вынес решение для отмены которого оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЛММ, ЛИА - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.