Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В., Луковицкой Т.А.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 декабря 2015 г. апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N 2-4285/2015 по иску Г.Н.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению " ... " Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав объяснения истца Г.Н.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Г.Н.В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", указывая в обоснование заявленных требований на то, что совместно с сыном Г.В.А. зарегистрирована и проживает в вышеуказанной квартире на основании договора социального найма жилого помещения N ... от "дата". В соответствии с законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" истец обратилась к ответчикам с заявлением о бесплатной передаче указанной квартиры в собственность, поскольку ранее не участвовала в приватизации каких-либо жилых помещений, однако истцу было отказано в связи с тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность и признание права собственности возможно только в судебном порядке.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" постановлено признать за Г.Н.В. право собственности на " ... " квартиру общей площадью " ... " кв.м., расположенную на " ... " этаже " ... " дома, находящегося по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации, Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, третье лицо Г.В.А., о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав мнение истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "дата" между Г.Н.В. и заместителем начальника территориального отделения в " ... ", ФГУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации Ш.И.А., действующей на основании доверенности исполняющего обязанности Министра обороны Российской Федерации от "дата" N ... , заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю Г.Н.В. и ее сыну Г.В.А. в бессрочное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "О статусе военнослужащих" военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законам о приватизации государственного и муниципального имущества.
С учетом приведенных норм и разъяснений суд первой инстанции при разрешении спора правильно исходил из того, что Г.Н.В. как военнослужащий, занимающий жилое помещение на основании договора социального найма, ранее право на приватизацию жилого помещения не использовала, принимая во внимание, что занимаемая квартира не отнесена законом к перечню неподлежащих приватизации жилых помещений, имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права не противоречит.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 (ред. от 11.06.2008) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 6 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения, а также государственными учреждениями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации, не определение Министерством обороны Российской Федерации органа, уполномоченного передавать жилые помещения в собственность, не может повлечь ущемления прав истца на приобретение им в собственность жилого помещения в порядке приватизации.
Выводы суда постановлены при надлежащей оценке доказательств с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в апелляционной жалобе ответчика по существу не опровергнуты.
В качестве оснований для отмены решения суда ответчик указывает на ненадлежащее извещение о месте и времени судебного заседания, а также на не направление судом копии иска и приложенных к нему документов, в том числе в адрес ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в силу следующего.
Так согласно имеющимся в материалах дела распечаткам с Интернет-сайта почты России, ответчик Министерство обороны Российской Федерации получал судебные извещения, направляемые судом.
Третье лицо ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации также было надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания, о чем свидетельствует направленное в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации, адресованному Г.Н.В., в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от "дата" N ... уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, при этом приказом установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации.
ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации не является собственником спорного жилого помещения, а также не является учреждением за которым данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления, в связи с чем постановленным решением от права вышеназванной организации не нарушаются.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.