Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А., Ивановой Ю.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2-5278/15 по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года по заявлению Егорова С. Н. об оспаривании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения заявителя Егорова С.Н., представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу Щербаковой М.Г. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Егоров С.Н. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил признать незаконным решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" о приостановлении осуществления кадастрового учёта изменений объекта недвижимости - квартиры "адрес"
В ходе производства по делу Егоров С.Н. дополнил заявление требованием о признании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" об отказе в учете изменений объекта недвижимости квартиры по указанному выше адресу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Егоров С.Н. просил суд возложить на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу обязанность провести учёт изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес" соответствии с заявлением N ... от "дата".
В обоснование поданного в суд заявления Егоров С.Н. ссылался на то обстоятельство, что "дата" обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений в объекте недвижимости - квартиры "адрес", представив при этом все требуемые в соответствии с Федеральным законом документы, однако, названный филиал Федеральной кадастровой палаты "дата" приостановил исполнение государственной услуги кадастрового учёта, предложив заявителю представить не предусмотренные для совершения такого учёта действующим законодательством документы, а затем "дата" отказал в кадастровом учёте вследствие невыполнения заявителем незаконных требований.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года заявление Егорова С.Н. удовлетворено - решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" N ... о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" N ... об отказе в учёте изменений объекта недвижимости признаны незаконными.
Этим же решением на филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу возложена обязанность осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: "адрес" соответствии с заявлением Егорова С.Н. от "дата".
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - в соответствии частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному "дата" Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, квартира "адрес" на основании договора участия в долевом строительстве от "дата" принадлежит Егорову С.Н. на праве собственности (л.д. " ... ").
"дата" Егоров С.Н. обратился в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений названного объекта недвижимости в связи с изменением площади помещения, предоставив совместно с заявлением свидетельство о государственной регистрации права собственности от "дата", технический план помещения от "дата" (л.д. " ... ").
Как следует из технического плана помещения, составленного кадастровым инженером, и заключения последнего, в ходе выполнения кадастровых работ выявлено несоответствие сведений об объекте недвижимости, указанных в кадастровом паспорте помещения от "дата" сведениям, указанным собственником в декларации об объекте недвижимости от "дата". Изменения общей площади, которая после проведенных работ составила " ... " кв.м., произошло в результате выполнения отделочных работ и зашивки коммуникаций в части помещения 4 (л.д. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" N ... (далее - филиал Федеральной кадастровой палаты) осуществление государственного кадастрового учёта объекта недвижимости приостановлено на срок до "дата", с указанием в качестве основания принятия такого решения на то обстоятельство, что представленные Егоровым С.Н. документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Филиалом Федеральной кадастровой палаты в решении от 20 января 2015 года о приостановлении осуществления кадастрового учёта указано, что заявителем не представлен акт межведомственной комиссии, которым в соответствии частью 2 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации должно подтверждаться завершение перепланировки помещения.
В этом же решении Егорову С.Н. сообщалось, что филиалом Федеральной кадастровой палаты подготовлен и направлен запрос в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга о предоставлении в орган кадастрового учёта документов, подтверждающих проведение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (л.д. " ... ").
Согласно ответу администрации Выборгского района от "дата", приёмка жилого помещения (квартиры, принадлежащей Егорову С.Н.) после выполнения работ по перепланировке не производилась. Акт, подтверждающий проведение переустройства и перепланировки, в администрации отсутствует (л.д. " ... ").
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" N ... Егорову С.Н. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неисполнения требования об устранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. " ... ").
Удовлетворяя требования Егорова С.Н., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные заявителем документы соответствуют требованиям нормативных актов, определяющих порядок осуществления кадастрового учёта объектов недвижимости, в том числе Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а выявленный кадастровым инженером в квартире результат ремонтных работ не свидетельствует о выполненной в квартире перепланировки жилого помещения.
С указанными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено этим же Федеральным законом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом для осуществления такого учёта документов.
Статьёй 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, о площади помещения, определённой с учётом установленных в соответствии с Федеральным законом требований.
Статьей 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлен перечень оснований для приостановления кадастрового учета.
Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе, в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 статьи 26 Федерального закона. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 статьи 26 Федерального закона, в нём (решении) указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учёта возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов. Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Согласно статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истёк срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Правовое регулирование кадастровых отношений осуществляется, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (статья 25 ЖК Российской Федерации).
По смыслу статьи 26 ЖК Российской Федерации перепланировка жилого помещения допускается на основании проекта, согласованного органом, осуществляющим согласование, до начала работ по перепланировке помещения.
В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счёт вспомогательных помещений, ликвидация тёмных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Проведённые в квартире "адрес" строительные работы, в результате которых несъёмной конструкцией из гипсокартонных плит осуществлён выдел части площади помещения туалета, занятой инженерными коммуникациями (трубопроводом), повлекли за собой изменение (уменьшение) общей площади и конфигурации всего жилого помещения (квартиры), вследствие чего результат таких работ следует признать перепланировкой жилого помещения, требующей согласования с органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном статьями 26, 28 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полномочия по согласованию проектов переустройства и перепланировки жилых помещений без изменения их назначения в соответствии с пунктом 2.1.6.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 N 112 возложены на межведомственные комиссии, созданные администрацией района Санкт-Петербурга.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса Российской Федерации, завершение перепланировки жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Проект перепланировки помещения, акт приемочной комиссии является основанием для изготовления технического плана, в случае представления в орган кадастрового учета технического плана, подготовленного в результате перепланировки помещения, без приложения к нему копий проекта перепланировки помещения, подтверждающего принятие решения о согласовании перепланировки, и акта приемочной комиссии орган кадастрового учета вправе запрашивать копии указанных документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и приостановить осуществление государственного кадастрового учета.
Таким образом, у филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу на момент принятия оспариваемых решений, имелись основания для приостановления осуществления кадастрового учета, а также для последующего отказа в осуществлении регистрации изменений.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июня 2015 года по делу N 2-5278/15 отменить.
В удовлетворении заявления Егорова С. Н. об оспаривании решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером N ... - квартиры "адрес", а также решения филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу от "дата" об отказе в учёте изменений указанного объекта недвижимости, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.